gototopgototop

Базовый модуль программы “Сказкотерапия”

Базовый модуль программы Сказкотерапия

16 – 18 октября 2015. 11.00 – 19.30. Новосибирск.

28 академических часов

Лицензия №7984 от 21 февраля 2013 года Министерства образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области.

Преподаватель – Анна Геннадьевна Бердникова

Пояснительная записка

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Каким образом, посредством сказкотерапии удаётся достигать таких целей? Во-первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира... Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребёнок должен иметь чёткое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5 - 4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка.

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. С каждой из этих функций у слушателей будет возможность детально ознакомиться.

Сказкотерапия – метод, прекрасно себя зарекомендовавший в работе как с детьми, так и со взрослыми.

В результате освоения дисциплины слушатель получает следующие знания, умения и навыки:

Знания: основной категориальный аппарат сказкотерапии, иметь представление о типологии сказок и их психотерапевтическом назначении; диагностические возможности различных видов сказок, иметь представление о приёмах и методах сказкотерапии.

Умения: осуществлять выбор сказок, адекватных проблеме клиента, продумывать и реализовывать структуру сказкотерапевтического занятия и консультации, составлять схему размышления над сказками и организовывать их обсуждение.

Навыки: технология психологического анализа сказок клиента, технология проведения сказкотерапевтических занятий и консультаций.

 

Тематическое содержание базового модуля

 

Тема 1. Введение в теорию сказкотерапии

Понятие сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии в России и за рубежом. Особенности использования сказкотерапии. Направления сказкотерапии. Функции, значение и роль сказок.

Тема 2. Классификация сказок

Классификация Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И. В. Вачкова. Художественные сказки. Дидактические сказки. Психотерапевтические сказки. Психокоррекционные сказки. Медитативные сказки. Психосказки.

Тема 3. Приёмы и возможности работы со сказками

Основные приёмы работы со сказками и их особенности: анализ, рассказывание сказок, переписывание, постановка сказок, сочинение сказок. Возможности работы со сказкой (использование как метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов, использование как притчи-нравоучения, творческая работа по мотивам сказки).

Тема 4. Структура сказкотерапевтического занятия

Общие принципы работы со сказками: осознанность, множественность, связь с реальностью. Этапы сказкотерапевтического занятия: вхождение в сказку, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, выход из сказки.

Тема 5. Психологический анализ сказок

Особенности психологического анализа. Компоненты анализа сказки: информационное поле, сюжет сказки, линия главного героя, символическое поле сказки, заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки, определение перспективных задач.

Тема 6. Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста средствами сказкотерапии

Особенности использования сказкотерапии в работе с детьми данного возраста. Требования к организации занятий.

Тема 7. Сказкотерапия в работе с подростками

Особенности использования сказкотерапии в работе с подростками. Требования к организации занятий.

Тема 8. Сказкотерапия в работе с родителями и педагогами

Способы работы по сказкотерапии с родителями и педагогами. Требования к организации занятий.

Тема 9. Решение сказочных задач

Особенности сказочных задач. Требования к составлению. Групповое обсуждение сказочных задач.

 

Запись в учебную группу производится по факту внесения оплаты.

Доп. информация — по телефонам:

(383) 214 28 84

(383) 266 34 88

+7 913 000 1060