gototopgototop

Образовательная программа "Сказкотерапия"

Образовательная программа "Сказкотерапия"

140 академических часов

Начало занятий: 13 ноября 2015.

Лицензия №7984 от 21 февраля 2013 года Министерства образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области.

Преподаватель – Анна Геннадьевна Бердникова

 

Пояснительная записка

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Каким образом, посредством сказкотерапии удаётся достигать таких целей? Во-первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только "волшебным зеркалом" реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира... Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребёнок должен иметь чёткое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребёнка к 3,5 - 4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка.

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. С каждой из этих функций у слушателей будет возможность детально ознакомиться.

Сказкотерапия – метод, прекрасно себя зарекомендовавший в работе как с детьми, так и со взрослыми.

 

Модуль 1. Введение в теорию сказкотерапии.

Понятие сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии в России и за рубежом. Особенности использования сказкотерапии. Направления сказкотерапии. Функции, значение и роль сказок. Классификация Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова. Художественные сказки. Дидактические сказки. Психотерапевтические сказки. Психокоррекционные сказки. Медитативные сказки. Психосказки. Рассказывание сказок, многообразие форм этой работы: пересказ известной сказки от третьего лица; групповое рассказывание; рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения; рассказывание сказки от первого лица и от имени любого персонажа. Сочинение сказок как творческий психотерапевтический процесс. Переписывание сказок, область применения и методика использования. Медитация на сказку, статические и психодинамические медитации. Методические особенности сказкотерапии детей, подростков, взрослых.

 

Модуль 2. Жизненный цикл личности и его представление в сказочном сюжете.

Жизненный путь и возрастные кризисы по Э. Эриксону. Отражение периодов жизненного пути личности в сюжете сказок. Происхождение главного героя, его жизнь и развитие в родном доме. Расставание с отчим домом. Выбор пути. Проверка на доброе сердце. Встреча с помощниками. Борьба и победа. Возвращение домой. Преодоление трудностей пути. Прибытие домой. Утверждение себя. Свадьба. Коронование. Психологическое толкование личностных проблем и путей их решения на каждом этапе жизненного пути героя волшебной сказки. Единая модель путешествия героя в мифах, сказках, сновидениях по теории Джозефа Кэмпбелла, ее ключевые элементы. Терапевтическая методика Пола Ребиллота "Путешествие героя".

 

Модуль 3. Сказкотерапия в контексте ведущих направлений современной психотерапии: аналитическая терапия К.Г. Юнга, транзактный анализ Э. Берна, гуманистическая терапия К. Роджерса.

Процесс индивидуации как ключевое понятие, введённое К.Г. Юнгом в теорию развития личности. Анализ сказок как повествований, развивающихся вокруг архетипических тем. Изучение архетипического поведения с помощью волшебных сказок и мифов. Изучение сказок методами аналитической психологии в работах М.-Л. фон Франц, Дж. Хендерсена, Э. Нойманна. Сказки как оказание помощи бессознательным личности, оказавшейся в кризисной ситуации. Диалог сознания и бессознательного как терапевтический механизм сказкотерапии . Терапевтическое использование сказки в работе по осознанию "личного мифа" клиента.

Анализ жизненного сценария, шесть основных паттернов сценарного процесса: пока не; после; никогда; всегда; почти; открытый конец. Темы сценариев в мифах и сказках. Сказочные персонажи как прототипы современных людей; примеры анализа Э. Берном "Красной Шапочки", "Спящей Красавицы", "Золушки" и других сказок.

Приёмы изучения личностного сценария на основе сказочного материала, осознание и изменение деструктивного сценария. Связь транзакционного анализа и бихевиоризма в изучении моделей поведения человека.

 

Модуль 4. Психодиагностика и коррекция методом сказкотерапии.

Формы наблюдения и контроля за результатами сказкотерапевтических занятий. Психодиагностика и сказкотерапия. Проективные методики исследования личности, разнообразие существующих проективных тестов. Возможности Тематической апперцепции теста (ТАТ, RAT), Детской апперцепции теста (САТ) в определении значащих проблем взрослых и детей. Дюсса сказки тест: методика и область его применения. Проблема выбора метода сказкотерапии по результатам психодиагностики. Тест "6 предметов".

Сочинённая сказка как результат диалога сознания и бессознательного. Методы активизации творческих способностей клиента для сочинения сказки. Разнообразие тем, героев, эмоциональных состояний для придумывания сказочных историй. Сочинение сказки по картинке. Психологическая интерпретация сочинённой сказки. Безоценочная интерпретация – основной принцип работы со сказкой. Эмоциональный резонанс между клиентом и сочинённой им сказкой. Алгоритм анализа сочинённой сказки: основная тема; линия главного героя; поведение, приводящее героя к успеху; актуализированные чувства; образы и символы; оригинальность сюжета. Культурологические, психологические и психодинамические источники, используемые для анализа сказок.

 

Модуль 5. Индивидуальный стиль сказкотерапевта.

Обобщение и систематизация материала курса для каждого участника программы. Наложение полученной информации на личный консультативный опыт, определение места сказкотерапии в личной и личностной методической копилке.

Консультирование клиентов "с улицы" методом сказкотерапии. Очная супервизия консультаций.

 

Организационная информация

Курс проводится в виде 5 (пяти) трёхдневных (пятница, суббота, воскресенье) учебных модулей. Занятия проходят с 11.00 до 19.30. Примерная периодичность модулей — один раз в месяц.

Запись в группу производится по факту внесения оплаты за первый учебный модуль.
Доп. информация — по телефонам:
(383) 214 28 84
(383) 266 34 88
913 000 1060