gototopgototop

Образовательная программа ''Системная семейная терапия''

Образовательная программа ''Системная семейная терапия''

28 мая – 2 октября 2016, Новосибирск

140 академических часов (4 учебных месяца)

Преподаватель – Полина Анатольевна Королькова

Лицензия №7984 Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Краткая аннотация курса:

Системная семейная терапия - одно из наиболее перспективных и целесообразных направлений психотерапии. Быстрота наступления терапевтического эффекта и стойкость результата - причины широкого показания к назначению этого метода семьям, нуждающимся в помощи. Это другой, отличный от индивидуальной психотерапии, способ видения и решения проблем.

Психотерапевты давно отмечали, что семейная ситуация всегда влияет на индивида определённым образом и, даже излечившись от какого-либо симптома, человек, возвращаясь в семейные взаимоотношения, часто восстанавливает его снова. В системном подходе психологические трудности клиента рассматриваются в контексте проблемных семейных связей, а не только как его сугубо личностные проблемы. Такой расширенный, системный, взгляд на проблему даёт дополнительные возможности для диагностики и новые методы для её решения.

В качестве объекта терапевтической помощи в системной семейной терапии выступает вся семья целиком. И целью терапии является создание конструктивных условий для формирования такой организации семьи, которая обеспечивает развитие потенциальных возможностей для каждого её члена. В этой связи одной из первоочередных задач данного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с семьями. Развить способности понимать специфику каждой школы ССТ, создать арсенал практических методик и техник работы с семьёй – также важные задачи курса.

За время обучения участники образовательной программы получают возможность получить и закрепить практические навыки в работе с семьями, исследовать свою семейную историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей семье. Собственная семейная история становится мощным терапевтическим ресурсом в работе семейного и супружеского терапевта (консультанта).

Структура программы:

Программа состоит из 8 двухдневных учебных модулей.

Обучающие методики:

Теория и практика групповой работы, работа с парами и семьями, индивидуальная психотерапия в системном подходе, ролевые игры, заочная супервизия, отработка навыков в упражнениях и изучение литературы.

Обучение строится на проведении ролевых игр по терапевтической работе с симулированной семьёй («семья», «терапевт», «котерапевт», «супервизор»), психологические тренинги на отработку методик и техник системной семейной психотерапии, а также на использовании техник семейной терапии для переосмысления собственной семейной истории и актуальной семейной ситуации.

Формы работы:

  1. Работа на обучающих семинарах:
  • лекции;
  • демонстрации реальных случаев;
  • упражнения, ролевые игры;
  • супервизия случаев;
  • индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.

2. Самостоятельная работа:

  • изучение специальной литературы;
  • практическая работа с реальной семьей. Заполнение «Регистрационной карты семьи»;
  • отработка полученных навыков при выполнении «домашних» заданий и упражнений.

Содержание учебных модулей:

История возникновения семейной терапии.
Понятие семейной системы. Понятие установки. Понятие «чёрного ящика». Понятие петель обратной связи. Положительная и отрицательная обратная связь. Гомеостазис. Установка в культуре и взаимодействии. Система коммуникаций. Основные постулаты теории коммуникаций. Характеристики и параметры семейной системы: иерархия, границы, сплочённость, гибкость, правила, роли, стили общения. Социализация, роль семьи в социализации детей.

Структурные аспекты семейной системы: подсистемы родителей, пары, сиблингов. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, межпоколенческие связи, перевёрнутая иерархия и т.д. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы.
Обзор основных школ и направлений ССТ: Миланская, стратегическая, структурная школы.
Техники Миланской школы семейной психотерапии. Техника циркулярного интервью. Техника позитивной коннотации.
Техники стратегической школы семейной психотерапии (Д. Хейли, К. Маданес).
Структурный подход Сальвадора Минухина.
Теория семейных систем Муррея Боуэна (трансгенерационная семейная терапия) и изучение семейной истории.
Семейная расстановка по Берту Хеллингеру.
Постмодернистские подходы в семейной терапии (Краткосрочная терапия, сфокусированная на решении, нарративная терапия).
Символический подход, основанный на личностном опыте, К. Витакера.

Организация первой встречи с семьёй. Котерапия в системной семейной психотерапии. Методические принципы терапевтической работы (позиция терапевта): нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Терапевтические задачи первого контакта. Формирование терапевтических отношений. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж. Хейли. Техники опрашивания семьи и установления контакта со всей семьёй, наблюдение семейных интеракций. Разработка системных гипотез о семье и планирование терапии. Мотивирование членов семьи на участие в терапии. Вовлечение в терапию отсутствующих членов семьи. Длительность терапевтической сессии с семьёй, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьёй.

Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла.
Функциональная (здоровая) семья. Типология дисфункциональных семей: ригидный, разобщённый, хаотичный, запутанный типы. Причины конфликтов в семье. Системная диагностика семейных проблем и разработка терапевтической программы. Развитие системных гипотез. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии.
Избранные техники: домашнее задание, скульптура, рефлексирующая команда, циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов.
Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. Теория систем М. Боуэна.
Личность семейного терапевта как клинический инструмент.

«Семейная реконструкция»: цели и области применения, техника и правила. Метод системных расстановок Б. Хеллингера. Основные принципы построения систем по Б. Хеллингеру.
Избранные техники: генограмма (цели и области применения, правила, основные символы и их использование, интервью с целью сбора информации, типы вопросов).
«Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»).

Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с системной точки зрения. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, часть циклической модели взаимодействий и способ стабилизации семейной системы. Здоровые части и ресурсы в семье как противоположность патологическому существованию.

Коммуникативный аспект в семейной системе. Наблюдение и анализ внутрисемейной системы коммуникаций в шести ракурсах: отношения, интеракции, когнитивный план, невербальный план, аффект и бессознательное.
Методы обнаружения и обращения с первоначальным сопротивлением семьи.
Избранные техники средней и заключительной фаз семейной терапии: позитивная коннотация, парадоксальное предписание, метафора, ритуалы, символическая интервенция, системно-структурная интервенция, экстернализация проблемы (симптома), метафорический пациент, нормализация.
Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии.

Частные вопросы семейной терапии (консультирования): особенности работы с неполными семьями, семьями с алкогольной зависимостью, семьями с приёмными детьми, молодыми и другими типами семей.
Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.

Защита итоговых работ: протокол работы с семьёй «Регистрационная карта семьи».
Демонстрация одной терапевтической техники работы с семьёй с анализом её применения.

Запись в учебную группу производится по факту внесения оплаты за первый месяц обучения.
Доп. информация — по телефонам:
(383) 214 28 84
(383) 266 34 88
+7 913 000 1060