Образовательная программа "Метод системных расстановок"
140 академических часов (4 учебных месяца)
28 октября 2017 — 11 февраля 2018. Новосибирск.
Преподаватель курса — Марина Владимировна Яковенко.
Лицензия №9965 Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
Краткое содержание программы
- Системно-феноменологический подход. Теория и практика.
- Основы семейной расстановки. Теория и практика.
- Детско-родительские отношения.
- Мужчина и женщина.
- Родовая система и отношения в роду.
- Работа с симптомами и психосоматическими проявлениями.
- Системная работа в индивидуальном сеттинге.
- Введение в организационные расстановки.
- Внутренние системы организации. Иерархия в организации. Персонал организации.
- Внешние системы организации.
Тематический план
Тема 1. Системно-феноменологический подход. Теория и практика.
История системно-феноменологического подхода Берта Хеллингера, семейной расстановки и системной семейной терапии. Основные понятия, используемые при работе методом расстановки: "невидимые" связи, иерархические уровни, границы, системы, подсистемы и т. д. Возникновение связи, основные виды связи в социальных системах и их свойства. Как возникают системы, основные виды социальных систем. Что такое замещающее восприятие. Почему расстановка работает. Морфогенетические поля социальных систем. Основные виды чувств (первичные, вторичные, перенятые и мета-чувства). Основные способы обращения с чувствами (испытывать, отреагировать, вытеснять, отрицать). Системные чувства и как они перенимаются. Основные этапы работы с использованием семейной расстановки. Роли клиента, заместителей, ведущего. Основы расстановочного интервью: установление контакта, запрос, поручение, ресурсы клиента и системы для изменения. Какая информация является важной для расстановки. Техника сбора информации. Разные виды работы с запросом клиента при расстановочной работе. Готовность клиента к работе. Готовность меняться. При каком запросе можно делать расстановку, а при каком нет. Основы работы с генограммой, её использование для сбора информации и последующей работы с расстановкой. Фокусирование, выбор системы или участников для расстановки. Что такое "внутренний образ". Как в расстановке получать необходимую информацию. Особенности опроса заместителей. Место человека в жизни и место в семейной системе. Чувства и место.
Тема 2. Основы семейной расстановки. Теория и практика.
Личная совесть и особенности её воздействия на человека. Совесть и связь, совесть и баланс, совесть и порядок. Особенности воздействия совести на членов системы, в зависимости от их иерархического уровня. Совесть как отграничивающий фактор. Динамика исключения. Границы совести. Что такое системные динамики и как они возникают. Основные системные динамики. Поиск решения в расстановке. Основные интервенции в процессе расстановочной работы. Фразы, проявляющие системную динамику, и разрешающие фразы. В каких случаях расстановку не следует начинать, а в каких случаях расстановку следует прервать. Образ-решение. Что важно при завершении расстановки и как хорошо это делать. Клиент и разрешающий образ. Принятие и непринятие разрешающего образа клиентом.
Тема 3. Детско-родительские отношения.
Отношения между родителями и детьми. Понятие лояльности. Детская любовь, "хорошая" и "плохая". Кто принадлежит к родительской семье. Порядки, действующие в семье между родителями и детьми. Базовые образы расстановок при работе с родителями и детьми. Хорошие места для детей и родителей в расстановках. Работа с детско-родительскими отношениями. Принятие жизни и принятие родителей. Вина и невиновность в отношениях между родителями и детьми. Цена жизни. Любовь от родителей к детям, ситуации, приводящие к прерыванию любви и последствия для ребёнка. Принципы восстановления прерванного движения любви от ребёнка к родителям. Предыдущие партнёры супругов и их влияние на детей. Развод между партнёрами и его влияние на детей. Братья и сёстры, их влияние друг на друга и на родителей. Основные системные динамики и связи, возникающие между родителями и детьми, и их разрешение. Параидентификация. Особые случаи при работе с детско-родительскими отношениями.
Тема 4. Мужчина и женщина.
Отношения в паре. Основные порядки, действующие на уровне пары. Мужское и женское. Обновление мужского и женского. Как мы становимся мужчинами и женщинами. Основные процессы, связанные с взрослением в семье, и что происходит при их нарушении. "Мамины сыновья" и "папины дочки". Особенности отношений между ними. Партнёрство как вершина человеческих отношений. Что принадлежит парной системе, а что семейной. Особые темы в парных отношениях. Как с этим обращаться в расстановках. Базовые образы расстановок при работе с парой. Любовные треугольники. Предыдущие партнёры, дети от предыдущих отношений, история жизни и их влияние на отношения в паре. Вес партнёра. Завершённые и незавершённые отношения, их влияние на пару. Работа с отношениями в паре.
Тема 5. Родовая система и отношения в роду.
Родовая система. Кто принадлежит к родовой системе. Основные порядки, действующие на уровне рода. Иерархия систем в роду. Родовая система, как хранилище моделей и образов отношений, необходимых для выживания, передачи жизни и условий существования всех членов рода. Опыт предков, его значение для нас. Какой опыт в первую очередь хранится в родовой системе. Понятие семейных и родовых традиций. Как традиции и сложившиеся образы отношений помогают и мешают нам в жизни. Изменение традиций и цена изменений. Родовая совесть и особенности её воздействия на человека. Как работают вина и невиновность на уровне рода. Конфликты между родовой и личной совестью. Системные связи, их образование и упразднение. Влияние родительских семей партнёров на детско-родительские отношения. Конфликты лояльности между семьёй и родом. Тяжёлые судьбы в роду, их влияние на семью и работа с их последствиями. Основные системные динамики и связи, возникающие на уровне рода, и их разрешение. Кросс-культурные и кросс-религиозные браки. Динамики "лоскутных" семей, приёмные и опекунские семьи и особенности работы с ними. Работа с особо тяжёлыми случаями в роду (насилие, убийство, травма и т. д.) в расстановках. Работа с зависимостями (наркомания, алкоголизм) и созависимыми членами семьи.
Тема 6. Феномен жизни и смерти. Работа с симптомами и психосоматическими проявлениями.
Боль утраты и работа горя. Изменение качества связи. Незавершённые связи. Базовые принципы при работе в расстановках с образами умерших. Использование разрешающих фраз. Работа с неличными элементами в семейной расстановке (судьба, война, культура, временные аспекты и т. д.). Тяжёлые и смертельные заболевания, случаи суицида и инвалидности в семье, изменение базового порядка в системе в случае тяжёлых заболеваний. Ранняя смерть и её влияние на других членов системы. Несчастные случаи. Связь, возникающая вследствие столкновения со смертельной опасностью и гибелью людей. Динамика вины перед умершими, погибшими. Динамика "агрессор - жертва" и её воздействие на других членов системы. Основы симптомных расстановок. Какими могут быть причины заболеваний. Обращение с сильными чувствами при расстановках.
Тема 7. Системная работа в индивидуальном сеттинге.
Терапевт, его нынешняя семья и его родительская семья. Терапевтический стиль. Принципы работы в индивидуальном сеттинге. Расстановка на якорях. Расстановка на фигурках. Расстановка с помощью метафорических карт. Основы супервизии с помощью расстановки. Основные модели: супервизия случая, супервизия отношений клиент — терапевт, консультация, супервизия организации или коллектива.
Тема 8. Организационный контекст системной работы.
Введение в организационные расстановки. Принципы работы с организационными расстановками. Кто и что принадлежит организационной системе. Системная энергия организации. Построение оргенограммы. Организационная расстановка как инструмент изменений. Организационная расстановка как инструмент моделирования дальнейшего развития организации.
Тема 9. Внутренние системы организации. Иерархия. Персонал.
Бизнес-процессы. Расстановка целей организации. Миссия организации. Расстановка целей подразделений. Цели процессов. Виды организационных системных динамик. Вплетение в другой контекст. Трансформация паттерна. Двойной образ. Перенос динамик. Повторение паттерна.
Тема 10. Внешние системы организации.
Покупатели и поставщики. Отношения с контролирующими организациями. Развитие организации. Цели организации. Культура организации. Лидерство в организации.
Запись в учебную группу — по факту внесения оплаты за первый месяц обучения. Доп. информация — по телефонам: (383) 214 28 84 +7 913 788 9331
|