gototopgototop

Курс повышения квалификации «Клиническая психология»

18 января 4 мая 2014, Новосибирск

Курс повышения квалификации «Клиническая психология»

140 академических часов (4 учебных месяца)

Лицензия №7984 от 21 февраля 2013 года

Министерства образования, науки и инновационной политики

Новосибирской области

Преподаватель – Анна Викторовна Пушкина

Клиническая психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациентов и медицинских работников, профилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Знание клинической психологии важно и необходимо всем, кто работает в психологическом консультировании, психотерапии, ведении тренингов и групп.

 

Помимо базовых основ клинической психологии, описанных ниже, данный курс предполагает освоение специфических направлений, полезных в работе психолога и тренера:

· Неврозы и психосоматика, основные конфликты, диагностика и работа.

· Диагностика личности, личностные особенности.

· Диагностика с целью определения мишеней психотерапии, сильных и слабых сторон личности.

· Срезовая диагностика до и после тренинга, «до» - как мотивационный компонент, «после» - как показатель эффективности работы.

Тематическое содержание курса

I. История клинической психологии.

II.Теоретико-методологические основы «Клинической психологии».

III.Типология нарушений.

1. Нарушения восприятия. Агнозии, виды агнозий. Иллюзии. Галлюцинации (истинные и псевдогаллюцинации). Этиология псевдогаллюцинаций.

2. Нарушения произвольных движений. Апраксин. Виды апраксий. Нейропсихический анализ. Нарушения речевой регуляции произвольного поведения (поражение лобных долей мозга). Феноменология кататонических двигательных расстройств. Кататонический ступор, кататоническое возбуждение.

3. Нарушение речи. Афазии, виды афазий, их связь с очаговыми поражениями мозга. Му-тизм, разорванность, бессвязность, неологизмы, аутизм.

4. Патология мышления. Феноменология нарушений мышления. Нарушение операцио­нально, динамической и личностного компонента мыслительной деятельности.

5. Патология мыслительной деятельности в составе патопсихологических и нейропсихо-логических синдромов. Аномалии онтогенетического развития (слабоумие, деменция).

6. Нарушения памяти. Феноменология нарушений памяти. Классификация амнезий по форме, этиологии, динамике. Нарушение памяти в результате нарушения мотивации. Нару­шение динамики памяти. Современные теории нарушений памяти.

7. Изменения эмоционально-мотивационной сферы. Нарушения эмоций: депрессия, ма­ния, дисфория, апатия, эйфория. Этиология нарушения эмоций. Нарушение иерархии моти­вов. Лобный синдром. Патология влечений. «Обеднение» мотивационной сферы.

8. Нарушение сознания и самосознания. Категория сознания в медицине. Классификация нарушений сознания. Проявления бессознательного в случаях патологии психики. Наруше­ния самосознания. Деперсонализация, множественные личности (снижение, завышение, ис­кажение самооценки).

9. Аддиктивные расстройства. Этиология и эпидемиология аддиктивных расстройств. Виды аддикций. Психологический портрет аддикта. Специфика диагностики и психологического консультирования аддиктивных расстройств.

IV. Патопсихология.

1. Шизофрения. Этиология шизофрении с точки зрения различных психологических школ. Негативные и позитивные симптомы. Эпидемиология. Психотерапия. Классификация. Прогноз.

2. Эпилепсия. Этиология. Патогенез. Основные симптомы. Изменения личности и интел­лекта. Эпидемиология.

3. Биполярные и монополярные расстройства. Этиология. Динамика состояния. Основные симптомы. Депрессия и мания. Субдепрессии и гипомания. Лечение.

4. Умственная отсталость. Причины, формы. Степени интеллектуального дефекта. Эпиде­миология. Структура нарушений психических процессов.

5. Личностные расстройства (психопатии). Определение. Классификация по степени тя­жести, происхождению. Разные классификации психопатий: по Шнейдеру, Случевскому, Леонгарду, Личко... Основные признаки психопатий, отличие их от декомпенсации анома­лии личности.

6. Невротические и соматоформные расстройства. Определение. Этиология с точки зре­ния всевозможных психологических школ. Ведущие симптомы в классических типах невро­зов (неврастения, невроз навязчивых состояний, история). Внутренние конфликты при нев­розах. Психотерапия.

V. Психосоматические заболевания.

Психосоматические заболевания, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистые заболевания, аспекты пищевого поведения, желудочно-кишечные заболевания, кожные заболевания, заболевания эндокринной системы.

VI. Методы исследования в клинической психологии.

1. Естественный и искусственный эксперименты. Методики для исследования памяти. 10 слов, пиктограмма, методика Леонтьева, тест зрительной ретенции Бентона. Назначение, ве­дение протокола, интерпретация, специфика анализа результатов при разных психических заболеваниях.

2. Методики для исследования внимания: «Таблицы Шульте», «Корректурная проба», «Счет по Крепелину», «Черно-красная таблица Горбова», «Кольца Ландольта», «Отсчитыва-ние»... Исследование основных характеристик внимания, анализ полученных данных в кон­тексте данного заболевания.

3. Методики для исследования мышления. Классификация предметов и понятий. Сравне­ние предметов и понятий. «Существенные признаки». «Простые и сложные аномалии». «Воспроизведение рассказов», «Пробы Эббингауза», «Метафоры и пословицы». Проведение методик, протокол, интерпретация результатов в контексте конкретных психических заболе­ваний.

4. Методы исследований. MMPI, методика самооценки. Дембо-Рубинштейны, исследова­ние уровня притязаний, «незаконченные предложения» и другие. Специфика анализа полу­ченных результатов в контексте конкретных психических заболеваний.

5. Исследования речи. Исследование экспрессивной, импрессивной, письменной и внут­ренней речи при помощи простых заданий. Интерпретация полученных результатов.

6. Исследование интеллекта. Методика Векслера. Специфика результатов исследования при разных формах психической патологии.

VII. Психологическая интервенция.

Психологическое консультирование, психологическая коррекция, психо­терапия. Развитие парадигм анормальной психологии. Цели психологического консультирования. Консультирование как психологический процесс. Сходные процессы в работе консультанта и психотерапевта. Психологическое кон­сультирование в клинике. Факторы, влияющие на процесс консультирования. Экспертное консультирование.

З апись в учебную группу — в офисе Института Консультирования

по факту внесения предоплаты.

Доп. информация — по телефонам:

(383) 266 34 88

(383) 214 28 84

+7 913 788 9331