gototopgototop

Тренеры и темы II Сибирского Фестиваля психологии "Погружение в жизнь". Часть I.

II Сибирский Фестиваль психологии, психотерапии и консультирования

«Погружение в жизнь»

23 – 27 февраля 2014 года, Новосибирск

Тренеры и темы Фестиваля. Часть I .

 

Мария Бакулева , психолог, арт-терапевт.

Тема 1. "Краткое введение в курс арт-терапии"

Виды, стили и жанры арт-терапии. Метафора как ресурс в контакте терапевта и клиента. Разогрев: методика «Имя». Ведущий делает 1-2 демонстрационные сессии с комментариями, далее участники группы работают в парах. Методика «волшебный карандаш» как тренировка навыка активного слушания и установления качественного контакта «клиент-терапевт». Методика выполняется в парах, ведущий дает комментарии по работе каждой пары. Участникам потребуется по 3 листа бумаги и принадлежности для рисования (краски, цветные карандаши, пастель и тд).

 

Тема 2. "Структура психотерапевтической работы в арт-методе (в гештальт-подходе)"

Методика «Симптом». Ведущий выполняет 1-2 демонстрационные сессии в кругу с комментариями, затем 2 участника проводят сессию в кругу. Шеринг, анализ.

 

Тема 3. "Метафорические ассоциативные карты"

Метафорические ассоциативные карты как коллекция методов «разогрева», знакомства, объединения участников группы. Диагностический, креативный и терапевтический потенциал работы с метафорическими картами. На примере карт «OH».

 

Тема 4. "Мастерская театральной импровизации «Театр для Тебя»"

Опыт рассказывания и разыгрывания историй зрителей актерами из числа участников группы. Учимся слушать историю, чувствовать ее суть, наполнять образами, характерами и действием. Тренируем навыки активного слушания, эмпатии, работы в партнерстве. Создаем чудо на сцене и испытываем неповторимую радость творчества :) .

Анна Бердникова , детский и семейный психолог, к. фил. н., доцент НГПУ.

Тема 1. "Я-высказывание в семейном контексте"

Я-высказывание отличается от ты-высказывания тем, что в первом родитель говорит о себе и достигает экологичного воздействия на ребенка и изменения его поведения, а во втором возникает конфликт, недовольство друг другом и даже нежелание продолжать общение.
“Я-сообщение” имеет ряд преимуществ:
1. Оно позволяет выразить негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева, чтобы избежать конфликты. Однако это не приводит к желаемому результату. Подавить полностью свои эмоции нельзя, дети бывают тонкими и наблюдательными “психологами”.
2. “Я-сообщение” дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней “авторитета”, который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску “воспитателя” и боимся ее приподнять хотя бы на миг. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут что-то чувствовать! Главное же - думает взрослый ближе, человечнее.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее, начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда - удивительно! - о ни начинают учитывать наши желания и переживания.
Следует избегать ошибок:
1. Начав с “Я-сообщения”, родители заканчивают фразу “Ты-сообщением”.
Мне не нравится, что ты такая неряха.
Избегать ошибки можно, если использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова.
Меня раздражает, когда дети хнычут.
Как уменьшить появление отрицательный чувств. Профилактика эмоциональных проблем. На занятии у каждого из родителей будет возможность побыть с разных сторон от Я-высказывания – строить по этому принципу свои высказывания и слушать, организованную таким образом речь. Этот навык может быть использован и в более широком контексте –супружеском, профессиональном, не только детско-родительском.

Тема 2. "Наказывать ребенка или заключать с ним договор?"

Тема наказания одна из самых актуальных для родителей любого возраста, такой интерес к теме вполне закономерен и понятен. Как часто нам, родителям, когда наше чадо делает что-то не слишком нам симпатичное, приходится задавать себе эти вопросы: наказывать за это или не наказывать? Если наказывать, то каким образом? А стоит ли наказывать физически? Чего больше пользы или вреда от нашего наказания? Как часто бывает так, что мы наказываем ребенка автоматически, и только гораздо позже задумываемся над причинами своей реакции. Или вдруг ловим себя на том, что отчитываем
своего ребенка фразами отца, которые в детстве нас самих очень ранили. Фразы брошены, а через несколько минут, при виде несчастного лица ребенка, на нас нахлынули собственные воспоминания из детства, о горечи, обиде и чувстве несправедливости. Что делать в этой ситуации? Как вести себя с ребенком? Как сделать так, чтобы таких ситуаций стало меньше? Что позволит уменьшить, разрушить или вовсе не создавать стену обид и досадных недоразумений между нами и нашими детьми? Ответы на эти и многие другие вопросы можно будет почерпнуть из предлагаемого занятия. А также получить инструмент для разрешения конфликтных ситуаций, технологию заключения договора с ребенком.
Родители могут ознакомиться с концепцией Р. Дрейкурса, согласно которой нет наказаний, есть лишь логические и естественные последствия тех или иных поступков.

Тема 3. "Клиент-центрированная психотерапия"

К. Роджерс утверждал: "Терапия - это сущность жизни, так ее и следует понимать" (Rogers, 1951). Личностно-центрированная терапия обращается к целому ряду происходящих внутренних динамик терапевта и клиента. Взаимодействие двух людей, основанное на осознании их внутренних откликов, составляет динамику терапевтических отношений в личностно-центрированной терапии. Фокус при этом на прямом переживании в отношениях.
Личностно-центрированная теория опирается на три условия, необходимых и достаточных, чтобы вызвать изменение в клиенте. Теория не ставит акцент на технических навыках или знаниях терапевта. Она предлагает ему быть: (a) подлинным, или конгруэнтным; (b) эмпатичным, или понимающим; и заботливым, или подтверждающим. Три эти установки являются агентом изменения в терапевтических отношениях. Если клиент воспринимает их и если ему некомфортно с самим собой, он включится в процесс позитивного личностного изменения. Такова базовая гипотеза личностно-центрированной терапии.
Говоря коротко, терапевт хочет донести до клиента свое искреннее принятие и заботу. Чтобы клиент поверил в эту заботу, он должен видеть подлинность, или искренность терапевта. Эти условия создают атмосферу, необходимую для выполнения основной работы терапевта, заключающейся в точном эмпатическом понимании. Три указанных условия с равным успехом работают в любой области человеческих отношений от педагогики до бизнеса.
Погрузиться в отношения, центрированные на личности, и моделировать такие отношения - задача ленты и дальнейшего обучения гуманистической психотерапии К.Р.Роджерса.

 

Алёна Буренкова (г. Пенза), психолог, к. пс. н., доцент ПГПУ, танцевально-двигательный психотерапевт.


"Я и мое Тело: Танец Встречи"

Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека.
Это для него значит сделаться самим собой.
В.Г. Белинский
Осознавать самого себя активно – значит освещать себя предстоящим смыслом
М.М. Бахтин


Как обрести чувствительность к Себе, к Другому, к Миру?
Как протянуть нити взаимопонимания и доверия?
Как обретать себя, не теряя связь с Другим или Другими?
Жить, дышать, творить, созидать, слушая свой ритм и слыша ритм Других?
Мое Я – какой танец оно танцует, какой ритм песни ему ближе… Какое оно мое Я?

Мастерская приглашает в путешествие к собственной идентичности, к уникальным открытиям и историям-ключам, раскрывающим тайну Вашего Я.

Цель: исследовать собственную идентичность в различных формах выразительной деятельности, в основном, выразительного движения и действия.

В результате мастерской участники:
- познакомятся с методами танцевально-двигательной терапии в действии;
- обретут большую чувствительность к собственному Я, проявляющемуся на различных уровнях: в мыслях, в действиях, в переживаниях;
- познакомятся с возможностями и ресурсами открытого взаимодействия с другими;
- воссоздадут способность к Творчеству и Со-творению как особому инструменту взаимодействия с Миром.
- будут танцевать, звучать, создавать и…со-творять собственную куклу-помощницу в жизни и судьбе.
Мастерская предполагает последовательное раскрытие трех тем, с помощью выразительного языка тела, используя движение, звук, образ, действие и слово:
Тема 1: Я и я: Встреча с Собой;
Тема 2. Я и Ты: Встреча с Другим;
Тема 3. Я и Они: Встреча с Миром.
В ходе работы будут использоваться методы экспрессивных видов психотерапии: танцевально-двигательная психотерапия, мультимодальная терапия творчеством.

 

Андрей Гронский , врач-психотерапевт, к. м. н., доцент НГМУ, гештальт-терапевт.

"Экзистенциальная психодрама"

Экзистенциальная психодрама имеет дело с универсальными данностями существования, такими как смысл жизни, жизнь во времени, выбор, одиночество, встреча. Участие в экзистенциальной психодраме позволяет освободиться от воспоминаний, приковывающих к прошлому, исследовать варианты возможного будущего, сформировать новый образ себя, сделать важный жизненный выбор.

 

Юрий Жильцов , врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, специалист в области транзактного анализа и гуманистической психотерапии.

Тема 1. "Эротические зависимости"

Этот семинар раскрывает как одну из сторон аддиктологии, так и затрагивает сценарные вопросы развития отношений. Что лежит в основе подобных явлений будет интересно узнать не только терапевтам, работающим с такими проблемами, но и тем, кто озадачен странностями в развитии человеческих отношений. Напрямую люди редко обращаются к специалистам с вопросами на эту тему, но что делать, когда это все таки проявилось?

 

Тема 2. "Терапевты, которые наступают на грабли; грабли, на которые наступают терапевты"

Конечно это трансактный анализ. На этот раз о такой стороне взаимодействия специалиста и клиента, как роль специалиста, предписанная сценарием клиента. Некоторые стороны этого явления уже описаны трансактными аналитиками, а некоторые могут быть подняты самими участниками в ходе семинара.

 

Ольга Киселёва , психолог, стилист, создатель и руководитель Лаборатории интуитивного стиля.


Тема 1. " Женский образ для счастья и любви "

Каждая женщина прекрасна, и каждая на свой уникальный лад. Наверное, желание быть

красивой и нравиться живет в каждой из нас от рождения. Но иногда мы испытываем сомнения в собственной красоте и привлекательности. А порой нам не хватает неких средств, чтобы красиво преподносить себя, выражать себя вовне в полной мере. Иногда нам, просто, не хватает взгляда на себя с любовью, восхищением и нежностью. Если у вас есть сомнения, или они бывают иногда, то на этом тренинге вы увидите и убедитесь, как вы красивы, восхитительны и уникальны. Кроме того, вы познакомитесь с новыми гранями себя: как внешними, так и внутренними. Узнаете, как «недостатки» превратить в ресурсы и достоинства.

А если вам не хватает навыков или знаний в искусстве преподнесении себя через создание

целостного образа (стиль, цвет, фасоны одежды, сочетание предметов гардероба, подбор

украшений, аксессуаров, обуви, прически и прочее), вы сможете это для себя почерпнуть!

Но самое главное, мы с вами поговорим о том, кто вы, какая вы на самом деле, какова ваша природа и сила, как вы хотите проявлять себя в жизни, в чем реализовываться и как жить. Мы будем создавать ваши образы для вашего будущего, заглядывая в ваши желания и замыслы. Как говорится, «выгляди так, как ты хочешь жить»!

Тема 2. " Мужской образ для успеха и свершений "

Для меня мужчина красив в действии. Он прекрасен, когда делает то, что делает: ведет

машину, колет дрова, делает то, в чем он профессионален, готовит, играет с ребенком - всё, что угодно. Но это красота в движении. Если впечатление о женщине создается часто по тому, как она выглядит, или, в целом, какая она сама по себе, то о мужчине больше складывается впечатление, исходя из того, что он делает и каковы его достижения. На эту ленту я приглашаю мужчин.

На тренинге мы будем находить ваши сильные стороны, ваши ресурсы и то, в чем вы хороши, а далее - работая со стилем, мы будем находить для вас образы, чтобы ваше послание миру о том, кто вы, чем занимаетесь и что можете, было явно и понятно. Донести до людей информацию о вашем потенциале, ваших способностях, реальных умениях, профессионализме и других ценных качествах - важно и нужно. Своим стилем и внешним видом мы говорим миру о том, кто мы есть, часто неосознанно. После работы со стилем, наше послание остается искренним, но при этом становится более отточенным и красивым, что способствует успеху и повышению уровня достижений.

 

Тема 3 . " Любимое Тело "

Из своего опыта работы стилистом, могу сказать, что именно принятие своего тела, особенностей фигуры, лица, цвета кожи, цвета волос - первый шаг на пути к умению эффектно одеваться и всегда хорошо выглядеть.

Порой непринятие каких-то черт внешности приводит к тому, что даже в зеркале мы видим себя искаженно: приписываем себе полноту, или наоборот, нам кажется, что мы худее, чем на самом деле, видим то, чего нет, или не видим того, что есть. Во всех случаях это вызывает трудности в процессе подбора одежды (и других предметов гардероба), а о других трудностях я даже не говорю.

Иногда мы критикуем даже цвет нашей кожи или волос, а красимся не из артистизма и радости, а из желания исправить данное природой, что-то изменить или «замазать».

Принятие своих природных данных невероятно важно. Если вы начинаете смотреть на себя глазами любви, вы видите то, как на самом деле вы устроены, и что всё это имеет некий Смысл.

Ваша конституция, особенности телосложения даны вами предками, и они подразумевают

определенные ресурсы. Намного важнее то, как вы чувствуете себя, как живете в своем

теле, чем то, как вы выглядите. Живущий в теле, хорошо себя ощущающий человек намного привлекательнее того, кто свое тело не чувствует и даже игнорирует.

Любить свое тело, жить в нем, получать удовольствие через него, исследовать через него мир - первое и самое важное. А уже одевать, обувать и украшать себя - это второе. Если вы любите свое тело, живете в нем, вы начинаете о нем достаточно заботиться: вы едите полезную и свежую пищу, ухаживаете за собой, даете телу физическую нагрузку, которая приносит вам радость и удовольствие. От этого вы хорошеете, и даже фигура может изменить свои пропорции, став более гармоничной (проверено на себе). Когда любишь свое тело, проще сбросить лишний вес (или набрать недостающий, если надо). В общем, тело отвечает вам взаимностью. На этом тренинге мы будем укреплять вашу любовь, принятие, доверие к телу. Мы уйдем от критики и будем учиться слушать свое тело, чувствовать его. Мы будем смотреть на свое тело глазами любви. И возможно, получим от Тела некое послание.

 

 

Эльвира Козлова (г. Красноярск), психолог, гештальт-терапевт, специалист в области телесно-ориентированной психотерапии.

"Телесность в гештальт-подходе или телесный гештальт"

Специалист скажет: «масло масленое» и будет прав! Гештальт-подход не мыслим без индивидуальности телесного проявления клиента: мимики, взгляда, жестов, речи, походки, хореографии движения. Да! На все это терапевт обращает внимание и берет в работу.
Понимание сущности телесных процессов и их представленности в миру, поможет терапевту в процессе творческого отбора инструментов в помощи осознания клиентом своих трудностей.
В практической части: телесные психотехники.

Иван Попов , психолог, групповой психотерапевт.

Тема 1. "Психотерапевтическая группа"

Групповая психотерапия - это один из способов лучшего понимания себя, мира, отношений с миром, своего места и возможностей развития.
За несколько дней в терапевтической группе можно пройти путь. Это может быть путь исследования, или путь изменения. Сложно предсказать, что будет на группе, происходящее будет зависеть от людей, которые будут участвовать, от тем, которые будут важны, от того, насколько получится открыться и довериться.
Терапевтические группы на Фестивалях становятся традицией, при этом в каждой группе все происходит по-разному. Вспоминаются совсем разные факты с групп прошедших Фестивалей: уют и нежность, песни с гитарой, близкие встречи людей на группе, сон отдельных участников, летающая обувь, убитый жук и скандал после этого, договор о поцелуе... в общем много всего было. Можно предполагать, что и в этот раз все будет по-новому, и все так же будет присутствовать волшебство встречи, волшебство групповой психотерапии.

Тема 2. "Клиент-центрированная психотерапия"

Карл Роджерс выделял три качества специалиста, которые способствуют успешной психотерапии: безусловное позитивное принятие, аутентичность (открытость, прозрачность) и эмпатия (способность понимать чувства). Считается, если психолог обладает этими качествами, то клиент находится в более благоприятных условиях для личностного развития. Также специалист может обучать клиента этим качествам, что, в свою очередь, повышает качество жизни человека.
На мастер-классе будет предложено исследование феноменов принятия, аутентичности и эмпатии. Эти качества есть у всех, важно лишь развивать и тренировать их, этим и займемся.

Анастасия Радаева , психолог, специалист в области трансперсональной психологии, архаических и этнических практик, автор и ведущая тренинговых программ для женщин.

Тема 1. "Танцы с Волками"

Буйство и стихия Дикой Самости или же Тотемной Сути. Праздник встречи с собой. Уютные объятия мирного потока самого себя. ...гуляй Душа из самой глубины самой себя. Наслаждайся большой мощью Земли. Впитывай и принимай - твое и для тебя. Трансперсональный тренинг-приключение.

Тема 2. "Сказки нашего тела"

Волшебство полной Луны и сказки, прочувствованные про это через Тело. Занимательные истории, посещения сакральных мест в бездонной глубине внутренней вселенной Души. Луна - это трансформация, мудрость, тайность и сила, магия и волшебство. Побывать в этом, искупаться, вываляться, выбегаться и вернуться, запомнив путь, чтобы потом еще не единожды туда вернуться. Места Силы в своей собственной внутренней вселенной, связанные с Луной. Трансперсональный тренинг-путешествие.

 

Владимир Трусов , психолог, к. пс. н., доцент НГПУ, один из ведущих специалистов России в области трансперсональной психологии и психотерапии.

Тема 1. "Архаические психотехники"

Существуют практики, которые позволяют обратиться к самым древним основам нашего существования.
Для того, чтобы жить полной жизнью, вам не нужно учиться ничему новому, вам только нужно вспомнить, что вы умели это всегда.
Эти техники просты, волшебны и эффективны.
Архаика имеет основание в Природе, поэтому работа с этими практиками дает возможность восстановить изначальные состояния гармонии с миром, здоровья, наполненностью энергией
Мы будем:
- исследовать по каким законам действуют тело, сознание и Дух;
- выполнять практики гармонизации (в первую очередь, уравновешивание разума и тела - решение проблемы контроля);
- развивать чувствование и воображение как первичные инструменты тела и разума;

Тема 2. "Холотропное дыхание"

Холотропное дыхание — это уникальный метод самопознания и личностного роста, разработанный американскими трансперсональными психологами Станиславом и Кристиной Гроф. Данный метод использует издавна известные человечеству целительные и познавательные возможности необычных состояний сознания, объединяя эти знания с достижениями современной психологии и психотерапии. Погружаясь в необычные состояния сознания спомощью эффективной и безопасной техники, основными элементами которой являются интенсивное дыхание и побуждающая музыка, участники могут открыть и пережить
глубинные травмы, конфликты и жизненные ситуации, ставшие причиной нездоровья, и освободиться от них. Интеграция материала практических сессий продолжается через телесно-ориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе. Тренинг «Холотропное дыхание» — это знакомство с внутренним «Я», Душой, Самостью, а также освобождение от телесной зажатости.
Это уникальный опыт вхождения в измененные состояния сознания для решения внутренних проблем и поставленных задач, излечения от психосоматических заболеваний и обретения новых ресурсов и способностей.

Тема 3. "Освобождение голоса"

Работа с голосом для того, чтобы быть эффективной, требует качественного включения в телесный опыт и отключения привычных интеллектуальных стереотипов. Это означает, что семинары проводятся в атмосфере стихийной детской радости, свободного экспериментирования и ежедневного дуракаваляния.

В работе мы затронем следующие темы:

1. Голос как отражение внутренних состояний.
Голос очень точно показывает, в каком состоянии находится человек. Сиплый, дрожащий, срывающийся или звонкий, четкий, уверенный – эти характеристики непосредственно отражают актуальный внутренний мир человека. Отслеживая особенности своего голоса, мы можем судить о том, какие состояния привычно пускаем в свою жизнь, а после выбрать какие оставить, а какие убрать насовсем.

2. Снятие эмоционального и физического напряжения.
Голос способен отражать наши внутренние состояния, но существует и обратная зависимость. Улучшая внутренне эмоциональное состояние, преодолевая те физические зажимы и напряжения, которые существуют в нас, мы даем голосу шанс звучать более чисто, красиво и полно. В целом ряде психологических техник голос используется как канал, по которому мы можем избавиться от накопившегося напряжения и улучшить, таким образом, свое самочувствие и состояние здоровья.

3. Сила голоса.
Сильный голос привлекает к себе внимание, независимо от того, что с его помощью мы хотим выразить. Человек со слабым голосом всегда вынужден оставаться на периферии внимания. Для того чтобы наши мысли, идеи, желания и мечты доходили до ушей мира, о них нужно заявлять с должной силой. Сила в данном случае не означает громкость голоса. Речь, скорее идет о его «весе», «проникновенности» и глубине воздействия. Используя простые техники физического воздействия на голосовой и дыхательный аппарат можно увеличить силу своего голоса за считанные минуты.

4. Поиск скрытых ресурсов.
Голос дает нам возможность при правильном подходе добраться до самых глубоких, загадочных и таинственных ресурсов нашего существа. То, о чем нельзя сказать, можно спеть. То, что нельзя спеть, можно услышать. Дальше тишина.

Рустем Хуснутдинов (г. Казань), психолог высшей квалификационной категории, специалист в области краткосрочной позитивной психотерапии, процессуальной психотерапии.


Тема 1. "Краткосрочная позитивная психотерапия. (SFT - Solution focused therapy)"

Основной идеей SFT является идея того, что человеческие затруднения не в проблеме, а в том как люди пытаются её решить. Важно то, как человек думает и объясняет свою проблему. Изменение восприятия проблемы, осмысление ее по новому, меняет способ, которым он её решает. Поэтому здесь происходит полезный разговор, где происходит совместный поиск продуктивных способов размышления о проблеме.
Метод SFT краткосрочный, высокотехничный, работа происходит на уровне мышления: делается упор на сильные стороны человека, его ресурсы, акцент ставится на настоящем и будущем.
На мастер-классе:
Кратко, принципы SFT и основные идеи. Элементы SFT: установки консультанта, схема действий по отношению к клиенту.
Основа метода и некоторые техники для работы с проблемой и целью, работа с объяснениями клиента (с пониманием клиентом своей проблемы).

Тема 2. "Психологическое консультирование"

Консультирование это основа любой психологической практики, лично для меня психологическое консультирование это основополагающий стержень работы. Что бы вы ни делали, какой бы метод или технику не использовали, всегда есть необходимость поговорить и что то обсудить.
Иногда консультирование это вдумчивый разговор о чём то, что для человека важно понять или решить и помощь ему в этом. При этом, не внося лишнего в его психологическое пространство, удерживая, фокусируя его на важной для него теме, поддерживая и помогая ему в его «думании». Этого может быть достаточно. А иногда консультирование предваряет или завершает, какую либо специальную терапевтическую процедуру. Но в любом случае это является важной часть работы.
Так же это про то, как работая в модели клиента и используя его ресурсы и навыки, при минимальном вмешательстве добиться максимального эффекта.
На мастер классе:
Немного теории: представление о психологическом консультировании, модель консультирования, ролевые позиции, практические рекомендации и наблюдения из практики.
Практика, консультирование в группе (модули).

 

 

Фестиваль состоится 23 – 27 февраля 2014 года.

Организованный заезд: утром 23 февраля от офиса Института Консультирования (Новосибирск, ул. Бориса Богаткова, 24). Организованный выезд: утром 28 февраля.