Образовательная программа "Гештальт-терапия" |
Образовательная программа "Гештальт-терапия" 140 академических часов Цели и задачи курса Основная цель: формирование практических навыков гештальт-подхода, необходимых для работы психотерапевта или психолога-консультанта. Задачи: - познакомить с историческими корнями гештальт-терапии; - рассмотреть этапы развития гештальт-терапии; - изучить основные понятия и базовые принципы гештальт-подхода через практику; - рассмотреть особенности разных мировых школ гештальта; - разобрать основные стратегии работы гештальт-терапевта. Краткое содержание курса Данный курс построен с опорой на фундаментальные теории, которые лежат в основе гештальт-подхода (теория поля, теория контакта, холистический подход, диалог и т.д.). Предполагает знакомство с основными понятиями и принципами гештальт-терапии. Возможности гештальт-подхода Гештальт-терапия и гештальт-подход помогают людям осознать механизмы, которые толкают их на повторение привычных паттернов поведения. Они дают возможность обрести внутренний локус контроля и развить способность принимать ответственность за свои мысли, переживания, слова и дела, за собственный стиль жизни. Клиент может исследовать новые пути разрешения проблем, увеличить количество собственных выборов в трудных и критических ситуациях. Гештальт-терапия имеет широкое применение: - клиническая психотерапия; - семейная терапия; - терапия пар; - тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации; - консультирование организаций; - коучинг и т.д. Возможности курса для студентов Программа предполагает практическое знакомство с основными понятиями гештальт-терапии через личный опыт работы в гештальте. Это даёт возможность понять, как работает метод, и оценить на себе его эффективность. Из разнообразия направлений и техник гештальта программа позволяет студентам самим выбрать то, что им подходит, и использовать для формирования индивидуального стиля психолога. Занятия проходят в форме тренинга с использованием индивидуальных упражнений, работы в парах, в группе, работы со случаями, теоретических фрагментов, а также разбора терапевтических сессий. Успешно пройдя курс, студент будет: - знать базовые принципы гештальт-подхода и основные стратегии работы гештальт-терапевта; - уметь опираться в работе на основы гештальт-подхода и использовать методы гештальт-терапии в практике психологического консультирования; - понимать целесообразность применения различных техник в зависимости от конкретной терапевтической задачи, различать тактики в ситуациях длительной терапии, краткосрочного консультирования, а также коучинга. Содержание курса:
Тема 2. Феноменология в гештальт-терапии
Тема 3. Диалог в гештальт-терапии
Тема 4. Теория поля в гештальт-терапии
Тема 5. Теория и функции Self в гештальт-терапии
Тема 6. Цикл контакта
Тема 7. Основные механизмы прерывания контакта и работа с ними методами гештальт-терапии
Тема 8. Гештальт-терапия. От метода к техникам
Список литературы 1. Булюбаш И. Руководство по гештальт-терапии. М., Изд-во Института психотерапии, 2004. 2. Гештальт-терапия. Теория и практика. М.:Издательство «Эксмо», 2002. 3. Гингер С., Гингер А., Гештальт-терапия контакта. Спб.: Специальная литература, 1999 4. Лебедева Н. М., Лебедева А. А. Организационное консультирование. Гештальт-подход. – СПб.: Речь, 2009. 5. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. С.-Пб: Речь, 2005.- 560 с. 6. Майер Э. Ф. Перлз и гештальт-терапия. В кн.: Хрестоматия по гуманистической психотерапии. Стр. 201-245. М., 1995. 7. Наранхо К. Гештальт-терапия. М., 1995. 8. Наранхо К. Техники гештальт-терапии. СПб., 1995. 9. Невис Э. Организационное консультирование. Спб.: 2002.-224с. 10. Перлз Ф., Гудмен. П., Хефферлин. Р. Практикум по гештальт-терапии. – М. : психотерапия, 2007. 11. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. Издательство «Смысл», Москва, 2000.-358 стр. 12. Перлз Ф. Гудмен П. Теория гештальт-терапии – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001 13. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии – М.: Институт Общегуманитарных исследований. 2002 14. Перлз Ф. Гештальт-семинары. М.,1998. 15. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб. 1995. 16. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М., 1996. 17. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1993. 18. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. М., 1997. 19. Польстер И. Обитаемый человек. М., 1999. 20. Рейнуотер Д. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1997. 21. Романенко О. Практическая гештальт-терапия. М., 1995. 22. К.Рудестам. Гештальт-группы. В кн.: Групповая психотерапия. М.,1990. 23. Робин Ж.М. Гештальт-терапия. М., 1996 24. Робин Ж.М. Быть в присутствии другого. Этюды по психотерапии. М., 2008. 25. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.
|