gototopgototop


                 


Образовательная программа "Гештальт-терапия"

Образовательная программа "Гештальт-терапия"

140 академических часов


Цели и задачи курса


Основная цель: формирование практических навыков гештальт-подхода, необходимых для работы психотерапевта или психолога-консультанта.


Задачи:

- познакомить с историческими корнями гештальт-терапии;

- рассмотреть этапы развития гештальт-терапии;

- изучить основные понятия и базовые принципы гештальт-подхода через практику;

- рассмотреть особенности разных мировых школ гештальта;

- разобрать основные стратегии работы гештальт-терапевта.


Краткое содержание курса

Данный курс построен с опорой на фундаментальные теории, которые лежат в основе гештальт-подхода (теория поля, теория контакта, холистический подход, диалог и т.д.). Предполагает знакомство с основными понятиями и принципами гештальт-терапии.


Возможности гештальт-подхода

Гештальт-терапия и гештальт-подход помогают людям осознать механизмы, которые толкают их на повторение привычных паттернов поведения. Они дают возможность обрести внутренний локус контроля и развить способность принимать ответственность за свои мысли, переживания, слова и дела, за собственный стиль жизни. Клиент может исследовать новые пути разрешения проблем, увеличить количество собственных выборов в трудных и критических ситуациях.

Гештальт-терапия имеет широкое применение:

-              клиническая психотерапия;

-              семейная терапия;

-              терапия пар;

-              тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации;

-              консультирование организаций;

-              коучинг и т.д.



Возможности курса для студентов

Программа предполагает практическое знакомство с основными понятиями гештальт-терапии через личный опыт работы в гештальте. Это даёт возможность понять, как работает метод, и оценить на себе его эффективность.

Из разнообразия направлений и техник гештальта программа позволяет студентам самим выбрать то, что им подходит, и использовать для формирования индивидуального стиля психолога.

Занятия проходят в форме тренинга с использованием индивидуальных упражнений, работы в парах, в группе, работы со случаями, теоретических фрагментов, а также разбора терапевтических сессий.


Успешно пройдя курс, студент будет:

- знать базовые принципы гештальт-подхода и основные стратегии работы гештальт-терапевта;

- уметь опираться в работе на основы гештальт-подхода и использовать методы гештальт-терапии в практике психологического консультирования;

- понимать целесообразность применения различных техник в зависимости от конкретной терапевтической задачи, различать тактики в ситуациях длительной терапии, краткосрочного консультирования, а также коучинга.


Содержание курса:


Тема 1. Рождение и развитие гештальт-терапии

  • История возникновения и развития гештальт-терапии (Ф.С. Перлз, Л. Перлз, Д. Энрайт, П. Гудман, И. Фром и др.). Гештальт и психоанализ.
  • Развитие гештальт-терапии от индивидуалистической модели Ф. Перлза до полевой модели Ж.-М. Робина.
  • Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле, организм-среда, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, творческое приспособление).
  • Технические приёмы (амплификация, "Монодрама", Гештальтистская драматизация, "Awareness", прямое обращение).

Тема 2. Феноменология в гештальт-терапии

  • Эдмунд Гуссерль — основоположник феноменологии.
  • Понятие "феномен". Рассказ о себе в терапевтической сессии.
  • Чувствительность к феноменологии Клиента.

Тема 3. Диалог в гештальт-терапии

  • Философская традиция Мартина Бубера.
  • Качественные характеристики диалогических отношений (присутствие, включённость, подлинное и откровенное общение, признание — подтверждение).
  • Терапевтические отношения (Я — Ты, Я — Оно).
  • Принцип: Настоящее ради будущего (Маргерита Спаниоло Лобб).

Тема 4. Теория поля в гештальт-терапии

  • Основные взгляды на теорию поля в психологии.
  • Теория поля в практике гештальт-терапии: поле "организм" — "среда", феноменальное и феноменологическое поле.
  • Принципы теории поля (М. Парлетт).
  • Динамика фигура — фон в полевой перспективе.

Тема 5. Теория и функции Self в гештальт-терапии

  • Self — структура или процесс.
  • Self в социальном поле: отношения и контакт.
  • Функции Self (Id, Personality, Ego).
  • Теория развития Self. Нарушение функционирования Self.

Тема 6. Цикл контакта

  • Понятие цикла контакта и цикла удовлетворения потребности. Осознавание и саморегуляция.
  • Четыре фазы цикла контакта Ж.-М. Робина: преконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт. Естественность и фиксация.
  • Контактная граница и творческое приспособление.
  • Применение цикла контакта к анализу терапевтической сессии.

Тема 7. Основные механизмы прерывания контакта и работа с ними методами гештальт-терапии

  • Модальности контакта. Концепция развития.
  • Механизмы нарушения цикла развития потребности или цикла контакта как основная причина психологических проблем у клиентов.
  • Конфлюэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия. Понятие. Тип клиента. Способы предъявления.
  • Использование упражнений, направленных на понимание основных механизмов прерывания контакта.

Тема 8. Гештальт-терапия. От метода к техникам

  • Основные стратегии работы гештальт-терапевта:
    • индивидуалистический подход в гештальт-терапии, работа с внутренней феноменологией клиента;
    • диалогический подход в гештальт-терапии, терапевтические отношения, перенос и контрперенос;
    • гештальт-терапия в полевой перспективе.
  • Взгляды на изменение в гештальт-терапии — парадоксальная теория изменений А. Бейссера. Работа с полярностями.
  • Эксперимент как базовый инструмент гештальт-терапевта.
  • Основные типы терапевтических интервенций.
  • Структура сессии.


Список литературы

1.                Булюбаш И. Руководство по гештальт-терапии. М., Изд-во Института психотерапии, 2004.

2.                Гештальт-терапия. Теория и практика. М.:Издательство «Эксмо», 2002.

3.                Гингер С., Гингер А., Гештальт-терапия контакта. Спб.: Специальная литература, 1999

4.                Лебедева Н. М., Лебедева А. А. Организационное консультирование. Гештальт-подход. – СПб.: Речь, 2009.

5.                Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. С.-Пб: Речь, 2005.- 560 с.

6.                Майер Э. Ф. Перлз и гештальт-терапия. В кн.: Хрестоматия по гуманистической психотерапии. Стр. 201-245. М., 1995.

7.                Наранхо К. Гештальт-терапия. М., 1995.

8.                Наранхо К. Техники гештальт-терапии.  СПб., 1995.

9.                Невис Э. Организационное консультирование. Спб.: 2002.-224с.

10.              Перлз Ф., Гудмен. П., Хефферлин. Р. Практикум по гештальт-терапии. – М. : психотерапия, 2007.

11.              Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. Издательство «Смысл», Москва, 2000.-358 стр.

12.              Перлз Ф. Гудмен П. Теория гештальт-терапии – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001

13.              Перлз Ф. Практика гештальт-терапии – М.: Институт Общегуманитарных исследований. 2002

14.              Перлз Ф. Гештальт-семинары.  М.,1998.

15.              Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра.  СПб. 1995.

16.              Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М., 1996.

17.              Перлз Ф. Опыты психологии самопознания.  М., 1993.

18.              Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия.  М., 1997.

19.              Польстер И. Обитаемый человек. М., 1999.

20.              Рейнуотер Д. Как стать собственным психотерапевтом.  М., 1997.

21.              Романенко О. Практическая гештальт-терапия.  М., 1995.

22.              К.Рудестам. Гештальт-группы. В кн.: Групповая психотерапия. М.,1990.

23.              Робин Ж.М. Гештальт-терапия.  М., 1996

24.              Робин Ж.М. Быть в присутствии другого. Этюды по психотерапии. М., 2008.

25.              Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.