gototopgototop

Гештальт-подход и клиническая медицина: проблемы интеграции

Андрей Витальевич Гронский, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, гештальт-терапевт.

Задачей каждого практикующего психотерапевта является приспособление используемого им метода не только к реальности терапевтических отношений с каждым конкретным клиентом или пациентом, но и к сложному социокультурному полю, в котором находятся клиент и терапевт. Эта задача актуально стоит в условиях современной России, а особенно в регионах удаленных от столичных городов, где есть клиники с длительной историей развития психотерапевтической помощи (в том числе, личностно ориентированных методов психотерапии). Модели психотерапии, разработанные в зарубежных странах, несмотря на то, что они доказали свою эффективность там, в нашей стране первоначально зачастую оказываются инородным телом, и им еще только предстоит продемонстрировать свою полезность. Эта ситуация связана со следующими факторами:

В России нет сформированной психотерапевтической традиции. Сама специальность «психотерапевт» официально появилась лишь недавно. Господствующей ориентацией в отечественной медицине и на сегодняшний день является биологическая ориентация. В силу этого знакомство с основами психотерапии не входит в обучение студентов-медиков, и практикующие врачи не имеют ясного представления о психотерапии (показаниях, процедурах, временных рамках, границах эффективности). Их отношение к психотерапии часто оказывается либо скептическим, либо связанным с нереалистическими сверхожиданиями. Длительное отсутствие цивилизованной психотерапевтической помощи привело к тому, что соответствующих представлений нет и у пациентов. С другой стороны, система клинической подготовки психотерапевтов пока еще только складывается (мы бы сказали, находится в стадии эксперимента). Поэтому практику необходимо приспособить приемы работы, освоенные в лабораторных условиях психологического тренинга, преимущественно на своих коллегах, к работе с обычными пациентами, людьми, которые, как правило, не знакомы с психологическими концепциями и не обладают мотивацией к решению психологических проблем, которой отличаются участники обучающих семинаров. Более того, во многих случаях психотерапевту приходится сталкиваться с личностными чертами (обусловленными социокультурными или органическими факторами), которые делают освоенные техники неприменимыми.

 
Может ли быть психоанализ «удобным» для пациента?

Александр Николаевич Гришанов, супервизор, тренинговый аналитик Национальной Федерации Психоанализа.

В психоаналитической терапии эффективная работа предполагает длительное и регулярное взаимодействие аналитика и пациента. Несмотря на то, что сознательно пациент стремится сделать все возможное, чтобы избавиться от своих психологических трудностей - страхов, навязчивостей или депрессивного состояния, быстро изменить что - либо в причинах, порождающих болезненные симптомы весьма сложно. К сожалению, «таблетку счастья», моментально избавляющую от всех внутренних проблем, до сих пор не изобрели, хотя часто пациенты, приходящие на прием к психологу, надеются именно на ее получение.

Рассмотрим ситуацию, когда пациенту хочется быстро «стать счастливым» и поэтому продолжительную работу с аналитиком он отвергает. В этом случае классическую технику психоанализа, направленную на глубинные изменения пациента, аналитик вынужденно модифицирует для проведения «косметической» психотерапии. В результате такой работы у пациента могут быть сформированы некоторые поверхностные изменения, которые, тем не менее, позволяют ему вернуться к привычному варианту своего существования. Этот вариант «неполноценной» работы психоаналитика можно назвать компромиссным, «удобным» для современного пациента, который готов мириться с «тлеющим» в себе конфликтом, только бы не погружаться в долгую работу и многолетнее хождение в кабинет к аналитику.

 
Краткосрочная гештальт-терапия и другие области применения гештальт-подхода в соматической клинике

Андрей Гронский, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, гештальт-терапевт.

В последнее десятилетие в России происходит постепенное внедрение психотерапии в структуру медицинских учреждений, в частности, учреждений соматического профиля. В связи с этим для практикующих в их среде гештальт-терапевтов актуальна задача приспособления метода к особенностям организационной структуры учреждений и потребностям проходящих лечение пациентов.

Наиболее значимыми для психотерапевтической работы в условиях клиники, на наш взгляд, являются следующие принципы гештальт-подхода:

  1. принцип целостности – человек представляет собой целостный организм в единстве его биологических, психологических, социальных и духовных аспектов (является единым гештальтом) и что не менее важно, он представляет единый гештальт со своей окружающей средой (поле организм / среда);
  2. принцип равновесия - здоровый организм способен поддерживать гомеостатическое равновесие со своей средой, т.е. способен, используя окружающую среду, удовлетворять значимые потребности;
  3. принцип творческого приспособления – здоровый организм приспосабливается к изменяющимся условиям среды, находя возможности для удовлетворения своих нужд [3, 4].

Соответственно у индивида, психическое или физическое здоровье которого нарушено, отмечается нарушение внутриорганизмической целостности (согласованности между отдельными физиологическими и психическими процессами), нарушение гомеостатического равновесия (жизненно важные потребности организма не удовлетворены в силу внешних или внутренних причин) и нарушение способности к творческому приспособлению (использование собственных возможностей и возможностей среды для удовлетворения потребностей).

 
Некоторые методики обучения работе с группой

Андрей Гронский, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, гештальт-терапевт;
Татьяна Пушкина, клинический психолог, психоаналитик, гештальт-терапевт.

Развитие методик обучения групповой работе является актуальной задачей в связи с тем, что проведение психокоррекционных и тренинговых групп входит в компетенцию практического психолога. Актуальна она как для тренеров, ведущих образовательные программы, так и для студентов, обучающихся работе с группами.Ведение психокоррекционных, психотерапевтических и тренинговых (обучающих) групп требуют специфических навыков. Неспецифической является способность психолога устанавливать контакт с группой как с целостным организмом, а это включает навыки наблюдения за группой, диагностику групповых потребностей, навыки коммуникации с группой и организации внутригруппового взаимодействия в ситуациях, связанных с разными стадиями ее развития.

 
Особенности психологического онлайн-консультирования

Анна Бердникова, кандидат филологических наук, семейный психолог

Прежде чем заниматься непосредственно этим вопросом, необходимо хотя бы конспективно разобраться в понятиях и определиться с тем, что такое консультирование вообще, и только потом отделять онлайн- консультирование от консультирования в целом.

Психологическое консультирование - относительно новая область профессиональной деятельности, выделившаяся из врачебной психотерапевтической практики как система работы со здоровыми людьми, имеющими проблемы в повседневной жизни. И заниматься такой деятельностью стали наряду с врачами-психотерапевтами люди, имеющие своей специальностью психологию и специализирующиеся в консультационной деятельности.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая > Последняя >>

Страница 5 из 9