gototopgototop

Аналитик как «козел отпущения» при отыгрываниях пациента «вовне»

Александр Николаевич Гришанов, супервизор, тренинговый аналитик Национальной Федерации Психоанализа.

В психоаналитической работе время от времени возникают необычные случаи, о которых хочется рассказать, естественно, соблюдая все моменты конфиденциальности. Работа с пациенткой, о которой говориться в статье, закончилась 6 лет назад и длилась примерно 2 года. Описание этого случая было представлено на Летней школе по психоанализу в Санкт-Петербурге в 2007г., а позже опубликовано в «Вестнике Психоанализа» №1-2007г. Представленная статья может показаться несколько сложной для ознакомления человеку, не знакомому с психоаналитической терминологией, но я не стал упрощать давно написанный текст, рекомендуя читающему просто уловить направление мысли, пропуская незнакомые термины. Если же у кого-то возникнет желание познакомиться ближе с изложением основ психоанализа, то могу порекомендовать книгу З.Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции».

 
Классическая психодрама. Обзор

Пол Холмс

Источник: Психодрама – вдохновение и техника /под ред. П. Холмса и М.Карп. – М.: неависимая фирсма «Класс», 1997. – 288с. – (Библиотека психологии и психотерапии) – C.25 – 35.

Читатель, который впервые встречается с методом психодрамы, может найти в этой статье обзор материала, имеющего отношение к классической (центрированной на протагонисте) психодраме. В ней действие начинается с разыгрывания "периферической" (чаще - сегодняшней и не самой значимой) ситуации одного из участников группы и постепенно, через серию связанных друг с другом сцен, приближается к главным причинам его жизненных затруднений.

Авторы написали о том, как они развивали (используя свое профессиональное мастерство и индивидуальное творчество) психодраматическую терапию в процессе своей работы с разными группами клиентов. Я убежден, что успешная творческая работа, которая порой происходит в очень трудных условиях, основывается не только индивидуальных творческих возможностях и вдохновении терапевта, но и на твердом знании основных психодраматических техник и умении применять их на практике. Успешное применение и развитие метода возможно только в том случае, если психотерапевт твердо усвоил и практически овладел основными техническими приемами.

 
Классическая гештальт-группа

Андрей Гронский, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, гештальт-терапевт

Под классической гештальт-группой мы понимаем модель групповой работы разработанную Ф.Перлзом и активно используемую им в 60е гг. в Эсалене. При этой модели работы в фокусе внимания группы находится участник, который вышел на «горячий стул» и с помощью терапевта работает со своими личностными проблемами, сновидениями, фантазиями или другим психологическим материалом. Несмотря на свои ограничения, эта модель актуальна и поныне, особенно в группах имеющих дидактические цели, и в группах ориентированных на личностный рост. Очевидно, что при таком стиле работы ведущий должен свободно владеть практикой проведения индивидуальных сессий. Однако, чтобы групповая работа была успешной для него не менее важно быть чувствительным к групповым процессам, уметь их регулировать и использовать в терапевтических целях. Иначе, даже при самом благоприятном развитии событий, группа превратится лишь в демонстрацию работы терапевта, театр одного актера, и будет утрачен ее собственный терапевтический потенциал. Именно этим умениям ведущего посвящена данная статья. Изложенные в статье выводы основываются на нашем опыте прохождения образовательных программ по гештальт-терапии под руководством Н.Б. Долгополова с участием других тренеров, в том числе Г. Платонова, а также на личном опыте проведения групп личностного роста и гештальт-групп в рамках первой ступени гештальт-терапии совместно с Т.П. Пушкиной.

 
СКАЗКА

Анна Бердникова, кандидат филологических наук, семейный психолог

«Я говорю, ей говорю, что не могу остаться с ней, что она несколько дней поживет у бабушки, а потом я приеду. Всего несколько дней, мне надо по работе. А она (трехлетняя дочь) не хочет меня слушать, закрывает уши, убегает и плачет. Как ей объяснить и не расстроить при этом?» - сокрушается мама очаровательной трехлетней малышки.

Ответ на вопрос, заданный обеспокоенной мамой, прост и сложен одновременно.

 
Дидактическая модель работы с групповым процессом

Андрей Гронский, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, гештальт-терапевт;
Татьяна Пушкина, клинический психолог, психоаналитик, гештальт-терапевт.

Знание групподинамических закономерностей и умение работать с внутригрупповыми взаимодействиями являются залогом успешного проведения всех тренинговых и терапевтических групп, независимо от структуры конкретного группового тренинга и теоретической ориентации ведущего. Кроме того, группы, центральной темой которых является внутригрупповое взаимодействие, обладают особым терапевтическим воздействием в силу того, что живое прояснение отношений между участниками — высказывание своих опасений, выражение ненависти, любви, заботы, доверия и недоверия — наиболее близко к реальности повседневного общения. Моделирование ситуаций через ролевую игру может приводить к мощным субъективно переживаемым и внешним (зрительским) эффектам, связанным с бурным выплеском эмоций, но этот опыт не всегда легко интегрировать в реальное общение со значимыми другими. Сказывается различие параметров игровой ситуации и ситуации реального общения с этими значимыми другими. В динамической же группе участники сталкиваются с необходимостью общаться не со своей материализованной проекцией, а с живым человеком, который, с одной стороны, напоминает кого-то из жизни клиента — отца, мать, жену, начальника, с другой, абсолютно волен давать свои непосредственные человеческие реакции (разумеется, не выходящие за рамки правил безопасности), что побуждает клиента вести себя не импульсивно, а находить наиболее соответствующие ситуации способы поведения (адекватный язык, адекватный диапазон проявления эмоций).

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая > Последняя >>

Страница 6 из 9