Некоторые методики обучения работе с группой |
Андрей Гронский, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, гештальт-терапевт; Развитие методик обучения групповой работе является актуальной задачей в связи с тем, что проведение психокоррекционных и тренинговых групп входит в компетенцию практического психолога. Актуальна она как для тренеров, ведущих образовательные программы, так и для студентов, обучающихся работе с группами.Ведение психокоррекционных, психотерапевтических и тренинговых (обучающих) групп требуют специфических навыков. Неспецифической является способность психолога устанавливать контакт с группой как с целостным организмом, а это включает навыки наблюдения за группой, диагностику групповых потребностей, навыки коммуникации с группой и организации внутригруппового взаимодействия в ситуациях, связанных с разными стадиями ее развития. Ведение психокоррекционной группы предполагает использование ведущим интервенций на трех уровнях – личностном, межличностном и групповом [4]. Навыки проведения интервенций на личностном уровне формируются в процессе обучения индивидуальному психологическому консультированию и психотерапии. Обучение проведению интервенций на межличностном и групповом уровне требуют особых условий и дидактических приемов. Обычно рекомендуются такие стадии обучения групповой работе как 1) работа в терапевтических и тренинговых группах в качестве участника; 2) наблюдение за работой опытных ведущих; 3) работа в качестве с соведущего с опытным ведущим групп; 4) ведение групп под супервизией. Эти этапы проходят параллельно с изучением психологической теории, в частности, теории динамики групп и личной психотерапией [2, 6]. Обучение на третьем и четвертом этапах является весьма ответственным и предъявляет высокие требования к личностной и профессиональной подготовке кандидата. На наш взгляд, целесообразно включать промежуточный этап, включающий отработку практических навыков руководства группой в лабораторных условиях тренинга. Данный этап может проходить параллельно с вышеперечисленными. Известны такие тренинговые приемы как ведение участниками учебной группы, участниками которой они являются, с последующим обсуждением действий ведущего [5] и работа в качестве ведущего в имитированной группе. Второй прием восходит к психодраматической технике разыгрывания ролей [3] и методу работы с симулированной семьей, используемому при подготовке семейных психотерапевтов. В соответствии с нашим опытом полезными также оказываются упражнения в микрогруппах, направленные на формирование отдельных навыков ведения группы. Рассмотрим практическое использование этих приемов. А) Ведение участниками учебной группы.Оптимальное время – 40-60 минут. В тренировочной сессии могут участвовать все члены учебной группы, либо, если группа большая, может быть сформирован малый круг в центре. Инструкция: «Ваша задача в течение отведенного Вам времени способствовать развитию взаимодействия в группе». Техническое обсуждение может проводиться сразу же или быть отложено на конец занятия, если в процессе занятия происходит перманентная ротация ведущих. Обычно такая процедура значительно повышает уверенность обучающихся и приводит к быстрому формированию навыков руководства группой, что отчетливо видно при повторных опытах ведения. Целесообразно, чтобы во время обсуждения участник, исполнявший роль ведущего дал отчет о своем понимании группового процесса и целях своих действий. Наиболее типичными ошибками начинающих ведущих являются фокусировка на одном участнике и превращение групповой сессии в сеанс индивидуальной терапии в группе, игнорирование реальной групповой потребности и попытка заставить участников заниматься тем, что кажется «правильным» ведущему, слабая фасилитация внутригруппового взаимодействия, недостаточная помощь в прояснении чувств и потребностей участников, слабое либо чрезмерное самораскрытие ведущего. В такого рода тренировочных сессиях ярко высвечиваются личностные трудности ведущих - например, страх перед определенными эмоциональными проявлениями (агрессией, слезами). Б) Работа с имитированной группой.Эта форма учебной работы наиболее полезна для тех, кто уже ведет группы и хотел бы разобраться с возникшими трудными ситуациями, а также для тех, кто готовится к проведению группы с определенным контингентом. Оптимальное время – 20-30 минут. Подготовительным этапом является описание разыгрываемой ситуации и задание участникам ролей с помощью психодраматической техники «обмен ролями». В процессе работы целесообразно повторно использовать технику обмена ролями, а также идентификационную обратную связь участников из разыгрываемых ролей. Данные приемы дают возможность ведущему сориентироваться в эмоциональных состояниях и потребностях членов группы. В сложных ситуациях можно использовать технику «стоп-кадр», с тем, чтобы во время короткой паузы ведущий мог обсудить с тренером возникшие затруднения. После тренировочной сессии проводится обсуждение. Частой причиной затруднений бывает недостаточное знание или недостаточный учет психологических особенностей и потребностей определенной категории клиентов (например, наркозависимых больных, трудных подростков и пр.) и в связи с этим выбор неподходящих методов ведения группы. Данное упражнение может вызывать очень сильные эмоциональные переживания у ведущего, поэтому требуется его сильная поддержка со стороны тренера и группы. В) Отработка технических навыков в микрогруппахЭта форма работы особенно полезна для тех, кто еще не имеет практического опыта руководства группой, хотя определенную пользу из нее могут извлечь и практикующие ведущие групп. Набор отдельных технических приемов достаточно велик. Некоторые из них были описаны нами ранее [1]. По нашим наблюдениям, наибольшую трудность у начинающих ведущих вызывает удержание в фокусе внимания группы в целом, организация взаимодействия в группе, разъяснение процедурных моментов групповой работы. Для развития этих навыков могут быть предложены следующие упражнения:
Мы полагаем, что список упражнений может быть бесконечно расширен с учетом потребностей конкретной учебной группы. В заключение хотелось бы пожелать творческих успехов, как тренерам, так и тем, кто вступил на нелегкую стезю обучения психотерапии и психологическому консультированию. Лет десять тому назад было невозможно систематически обучаться психотерапии, а в частности работе с группами. Нам приходилось обучаться групповой работе от случая случаю, набирая опыт участия в отдельных тренинговых и терапевтических группах, а также используя метод проб и ошибок, проводя собственные группы с клиентами. Вспоминая прожитые годы, хочется отметить, что ситуация в практической подготовке психологов и психотерапевтов кардинально изменилась к лучшему (это чрезвычайно благоприятно не только для психологов и психотерапевтов, но и для их клиентов и пациентов). В нашем регионе стали проводиться пролонгированные программы обучения различным методам, в том числе гештальт-терапии и психодраме. В этом отношении неоценим вклад Московского института Гештальта и Психодрамы, его тренеров и учеников. ЛИТЕРАТУРА
|