gototopgototop

Особенности обеспечения качества образования в курсах практической подготовки психологов
Таблица 1. Критерии оценки качества образовательных услуг
Литература

Ольга Олеговна Андронникова, кандидат психологических наук, доцент,
зав. кафедрой практической психологии Новосибирского гуманитарного института,
гештальт-терапевт, психодраматист, арт-терапевт.

Обеспечение качества процесса профессиональной подготовки специалистов, в рамках происходящей гуманизации образовательного процесса, выступает как педагогическая и методологическая проблема. Современному обществу нужны образованные, способные к творческому мышлению, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать соответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Динамизм социально-экономических преобразований в России, возрастание роли личности в этих процессах, гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация труда в человеческой деятельности – все это обязывает поднять сферу образования на качественно новый уровень профессиональной подготовки будущих специалистов [3].
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлены перспективные задачи в области обновления содержания образования, повышения уровня качества образования, совершенствования экономико-управленческих отношений в образовании. В настоящее время в обществе созрело понимание того, что именно фактор качества в профессиональном образовании должен сыграть ключевую роль в решении вопросов согласования спроса и предложения на образовательные услуги.
Таким образом, одной из ключевых проблем текущего этапа развития образования является обеспечение качества подготовки специалиста.

Под качеством образовательного процесса, исходя из рекомендаций международного стандарта ИСО, предлагается понимать способность основных свойств образовательного процесса отвечать требованиям всех участников этого процесса и других заинтересованных сторон [3].
Подготовка конкурентоспособного специалиста в рамках профессионального образования будет зависеть от многих важных факторов: умения вуза гибко реагировать на меняющиеся запросы в подготовки специалистов, мониторинг качества, специфика подготовки специалиста и т.д. На качество высшего образования оказывает влияние множество факторов, важнейшими среди которых по мнению ряда авторов, являются:

  • качество целей образовательного процесса;
  • качество средств и условий достижения целей образовательного процесса;
  • качество конечного результата образовательного процесса.

Качество целей образовательного процесса определяется в первую очередь, ожиданиями и требованиями субъектов образования и других заинтересованных лиц, кроме того, определен Госпланом [4]. Потребители образовательной услуги формулируют цели образования как социальный заказ, выражающийся в стандартах образования. Вуз формулирует цели своей образовательной деятельности в стратегиях, программах развития по отдельным направлениям и т.д. Работодатели, родители, студенты по-своему определяют цели образования, предъявляя свои требования к знаниям и умениям выпускников. При этом, естественно требования выдвигаемые субъектами образовательного процесса и критерии качества не совпадают. Именно их совокупность и будет формировать комплекс критериев качества образования.
Казакова Т.П. как цели и критерии качества образовательных услуг выделяет следующие [2]:

Таблица 1. Критерии оценки качества образовательных услуг

Потребители (заинтересованные стороны) образовательного процесса Цели (ожидаемый результат)
Студенты
  • Приобретение знаний, навыков
  • Формирование системного мышления
  • Профессиональная востребованность
  • Карьерный рост
Преподаватели (ППС)
  • Творчество, самосовершенствование
  • Материальное благополучие
ВУЗ
  • Повышение конкурентоспособности
  • Аттестация и аккредитация
  • Социальные цели
  • Формирование положительного имиджа
Предприятия (работодатели)
  • Повышение конкурентоспособности предприятия
  • Повышение эффективности внутреннего управления
  • сертификация продукта, систем качества
  • преимущество в тендерконкурсе
Государство в целом
  • Повышение конкурентоспособности страны, снижение социальной напряженности и т.д.

Качество средств и условий достижения целей образовательного процесса определяется следующими основными факторами:

  • качество образовательных программ и технологий, качество преподавания (наличие современных технологий обучения; академическая мобильность студентов; наличие оригинальных учебных программ по различным формам обучения, отвечающих перспективным потребностям);
  • качество научно-педагогических кадров, качество проводимых исследований;
  • качество обучаемых (от абитуриентов до выпускников);
  • качество ресурсного обеспечения образовательного процесса (материально-технической и экспериментальной базы, в том числе – учебно-методического и информационного обеспечения; качество условий проведения занятий;
  • качество управления образовательным процессом и вузом в целом (наличие в вузе собственной системы качества образования, соответствующей требованиям отечественных и европейских стандартов) [1].

Качество конечного результата образовательного процесса должно рассматриваться шире, чем профессиональная подготовка выпускников (степень пригодности выпускников к эффективной работе): это обязательно физическое и духовно-психическое здоровье, общая культура, интеллект, ценностные ориентации и т.д.

Таким образом, качество образования – интегральная характеристика, имеющая отношение ко всему деятельностному циклу вуза, включающему проектирование, реализацию и контроль образовательного процесса, инфраструктурное обеспечение (на основе инфокоммуникационных технологий), а также самооценку вуза.

Одним из условий управления качеством подготовки специалиста в вузе является последовательность взаимозависимых видов деятельности образовательного учреждения, влияющих на качество образовательного процесса. В международной практике взаимозависимость видов деятельности образовательного учреждения представлена в виде так называемой петли качества, которая включает в себя ряд этапов: изучение рынка (маркетинг); проектирование процесса обучения; обеспечение материально-технической базы; подготовка учебного процесса; процесс обучения; оценка (контроль) качества; трудоустройство; анализ реальных успехов выпускников.

Дадим краткую характеристику каждому этапу петли качества.

1) Изучение рынка образовательных услуг. Маркетинг. Основными задачами изучения рынка образовательных услуг – это выяснение требований к современному специалисту по профилю подготовки; изучение и прогнозирование потребностей работодателя в специалистах с определенными изучение степени удовлетворения образовательными услугами и др.
Результатом этого этапа является качественно и количественно описанная «модель студента» и перечень требований к процессу обучения.

2) Проектирование процесса обучения. Проектирование процесса обучения подразумевает: составление учебных планов и программ, которые позволяли бы гибко реагировать на изменяющиеся запросы потребителей; выработку политики набора и отбора студентов при формировании групп; разработку критериев отбора преподавателей для работы в конкретных группах; принятие принципиальных решений о возможном месте проведения занятий.

3) Обеспечение материально-технической базы. Цель - обеспечение образовательного процесса современными средствами (техническими, учебная литература и т.д.) обучения, а также комфортными и безопасными условиями (социальная инфраструктура).

4) Подготовка учебного процесса включает: написание программ по всем дисциплинам учебного плана; разработку учебных материалов; составление удобного для студентов расписания.

5) Процесс обучения – это ключевой этап, взаимодействия преподавателя и студентов. Степень удовлетворенности этим процессом будет зависеть и от профессиональных качеств преподавателя и от результата осуществления предыдущих этапов «петли».

6) Оценка (контроль) качества образовательного процесса. Основные цели - обеспечение, управление и совершенствование образовательного процесса. Оценка качества должна носить комплексный, системный характер и охватывать такие объекты управления качеством, как студенты, образовательный процесс и учебное заведение.

7) Трудоустройство выпускников. Создание базы данных вакантных мест (отдел трудоустройства) позволяет не только решить задачу трудоустройства выпускников, но и быть в курсе потребностей на рынке образовательных услуг.

8) Анализ реальных успехов выпускников предусматривает анализ качества выполнения всех видов деятельности на каждом этапе петли качества образовательного процесса. Поэтому обеспечение качества требует комплексного и системного подхода, а также заинтересованности, приверженности качеству всех сотрудников вуза.

С этой точки зрения анализ качества подготовки специалиста психологической специальности показал что:

1. Основные требования к специалисту (модель) состоит из следующих необходимых компонентов: мировоззрение гуманистического типа, принятие ценности личности и её особенностей, нравственная устойчивость, духовность, способность служить интересам общества; сформированность личностных качеств (терпимость, толерантность, корректность, образованность, стрессоустойчивость, развитые волевые компоненты); социальная компетентность (адаптированность, коммуникабельность, способность устанавливать профессиональные связи); развитые перцептивные процессы, дивергентное мышление, способность к творчеству. Как специальные знания, свойственные конкурентоспособному специалисту психологу выделяются – фундаментальность специальных психологических знаний, готовность к профессиональной деятельности по избранной психологической специализации, нацеленность на практическое применение знаний, владение профессиональными умениями и навыками, свобода речевого общения [3]. Обобщая все сказанное, можно сформулировать требования как сформированность духовной, эмоциональной и речевой культуры.

2. Необходимо смещение процессов обучения в область освоения практических навыков консультирования, психотерапии, групповой работы. Это приводит к необходимости увеличения акцентов на освоение практических методов работы в рамках практических курсов (СПТ, ОПП) тренингов, психологической клиники, психологической лаборатории и.д. Так же актуальными в данной ситуации будут вопросы оценки качества обучения по практическим курсам. С нашей точки зрения существует достаточно обширный круг вариантов оценивания. Например: групповое контрольное занятие, направленное на демонстрацию в группе полученных навыков взаимодействия; рубежное тестовое задание в виде ситуативной задачи; групповой экзамен, где студенты проводят непосредственную практическую деятельность, качество которой оценивается преподавателем и группой.
Таким образом, перед вузами встала актуальная задача воспитания конкурентоспособного специалиста, а чтобы воспитать активного, творческого специалиста, необходимо организовать активный, творческий процесс обучения, когда в процессе занятий студент систематически ставится в ситуации, в которых он должен самостоятельно принимать решения, преодолевать трудности, познавать новую информацию. В этом случае у него формируется уверенность в познании нового. В результате такая деятельность становится для него необходимостью.

Литература

  1. Егорова А.И. Модель специалиста-психолога// Модель специалиста XXI века. Научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников 1-2 февраля 2000 г. Якутск 2000 г. - с.127 – 129.
  2. Казакова Т.П. Программно-методическое обеспечение повышения качества подготовки будущих менеджеров туризма в вузе // Туризм: наука и образование. Приложение / Дополнительное образование и воспитание. - 2006. – № 1. – С. 117-118.2.
  3. Качество педагогического образования // Информационные ресурсы педагогического виртуального университета. – Московский государственный открытый педагогический университет –
  4. Соболев В.С., Степанов С.А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования. – Университетское управление, 2004. – № 2(31). – С.102-110.