gototopgototop

Инструменты Мастера в психотерапии

Автор: Алена Геннадьевна Сагадеева, психотерапевт Единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, действительный член Российской ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов (РАТОП), основатель Сибирской школы телесных практик, один из ведущих специалистов России по телесно-ориентированной психотерапии, автор и ведущий обучающих программ по Волновой гимнастике.

Мастер отличается от просто опытного специалиста несколькими параметрами. Главное, наиболее заметное отличие состоит в том, что опытный специалист делает что-то, полезное и правильное, но ДЕЛАЕТ. Это заметно и успокаивает. Это могут быть разговоры, телесные практики, паузы или даже советы. А Мастер как бы и не делает ничего. Вернее, в каждый момент времени делает что-то, но предсказать или точно понять, что именно он делает, не представляется возможным. И только потом, анализируя взаимодействие в пятый или сотый раз, клиент понимает, что именно сделал для него Мастер. Настоящее мастерство похоже на неумение, сказал кто-то из Мастеров. Это изменение наступает незаметно, когда профессия перестает быть ремеслом и становится искусством, творчеством. В этом случае никто, включая самого Мастера, не может предсказать следующее действие, включая невозможность предсказать степень предсказуемости. Слишком много факторов учитывается автоматически. И все же увидеть инструменты, используемые Мастером, возможно.

  1. Пространство или поле (гештальт-подход). Присутствие Мастера в общем с клиентом поле, включая группового клиента, меняет само пространство «между» и «внутри». Это можно заметить по тому, как меняется состояние внутри и как меняется отношение к происходящему. Слова, произносившиеся множество раз в отсутствие Мастера, в его присутствии приобретают совсем другие смыслы и звучание. Настроение и состояния меняются тоже, непредсказуемо и неуправляемо. Чем мощнее Мастер, тем легче и надежнее происходят изменения. Не стоит забывать, что каждый из нас — Мастер своих состояний, поэтому впитать в себя пространство Мастера возможно, только если открыта дверь доверия. А именно эта дверь как-то незаметно распахивается ему навстречу.
  2. Сосредоточение. Внимание Мастера настроено примерно так же, как настроено зрение автомобилиста за рулем. Оно всегда в самом интересном месте. Причем интерес — это отклик на «ключевые» точки пространства. Иногда это самые напряженные зоны, иногда — игнорируемые, иногда — не проясненные до конца. Но в любом случае — самые перспективные в смысле спрятанной в них энергии изменений. И внимание это больше всего похоже даже не на любопытство, а на доброжелательную заинтересованность. То есть безоценочно и регулируется настройкой другого порядка. Эмоциональная же окраска внимания — это дополнительный инструмент в работе.
  3. Опыт. Мастером специалист становится, когда происходит трансформация самого способа организации и способа использования накопленного опыта. У специалиста высокого уровня все данные, могущие пригодиться в работе, всегда под рукой. Это похоже на библиотеку, когда любая необходимая книга может быть мгновенно получена и раскрыта на нужной странице. Со временем в эту базу данных включаются не только академические знания, не только навыки специфические и неспецифические, не только память об именах и личных историях клиентов вплоть до имен их бабушек и кошек, но и вся наличная информация о жизни, так как заранее неизвестно, что может пригодиться в очередной раз. А чем больше кейсов, тем шире диапазон возможностей. Мастер пользуется этим объемом информации иначе, чем хороший специалист. Профессионал в состоянии провести «дактилоскопию» ситуации, то есть найти в ней уникальные признаки, с помощью которых становится возможным «распаковать» новую ситуацию, сделать ее понятной для себя и для клиента, найти надежные и проверенные пути решения. Мастер работает иначе. В его восприятии всегда остается эффект новизны. И ситуация разворачивается сразу несколькими возможными способами, включая интерес к тому, что именно в этом случае окажется совершенно уникальным.
  4. Тело. Или ощущения, не привязанные к интеллектуальной деятельности. Любой Мастер умеет доверяться своим ощущениям в гораздо большей степени, чем интеллектуальным построениям. Именно поэтому Мастерство характеризуется вторичностью разума, восприятием его как инструмента, причем не самого главного и уж точно не единственного. Телесная составляющая — это целый космос, посылающий точные и наиболее ценные сигналы в мозг на обработку. Поэтому Мастер слушает клиента всем телом. И движется за сигналами тела как собака за запахом, не сомневаясь.
  5. Пульсация. В теории моторных полей поле пульсации — это единственное непарное поле, включающее в себя все восемь остальных полей, парных друг другу. Пульсация дает возможность быть непривязанным, свободным от любого способа восприятия — интерпретации — реагирования, используя любые возможные способы и состояния под задачу. Это означает способность улавливать точку в пространстве и времени, на которую можно воздействовать минимальными усилиями с максимальной эффективностью и делать это максимально точно и в тех модальностях, которые являются наиболее уместными именно в данной уникальной ситуации. Для иллюстрации вполне возможно вспомнить какую-нибудь притчу о работе Мастера. Или, например, фильм «Раз на раз не приходится».

Описать все инструменты Мастерства кажется мне настолько же проблематичным, как и описание Божественного Творения. Но овладение описанными инструментами вполне возможно. Для этого, конечно, нужны определенные действия, но если видна дорога, двигаться по ней легче.

Пространство, его плотность, объем, прозрачность и креативная способность нарабатываются и называются, в том числе, харизмой.

Внимание тренируется. Причем первичным является показатель объема. Способы же распределения и организации зависят от индивидуальных характерностей, которые, в свою очередь, могут быть как ограничиваюшими факторами, так и мощными инструментами. Все зависит от того, «кто в доме хозяин».

Телесная составляющая тренируется в основном в практиках, посвященных оживлению тела, восстановлению чувствительности, гармоничному развитию способности к непосредственному чувствованию. Здесь важными являются как стойкость, так и текучесть (Инь и Ян), вместе дающие пластичность.

Способность к пульсации — это навык, которому обычно обучаются непосредственно у тех, кто это умеет. Собственно, поэтому считается, что настоящая живая Традиция передается от Мастера Ученику только в непосредственном контакте. При этом, если хватает внимания, можно считать своим Мастером любое живое существо или событие.