gototopgototop

Психодрама
Психодрама 

Андрей Витальевич Гронский, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук,
преподаватель и супервизор Института Консультирования.

 

Психодрама 

 

Психодрама — метод психотерапии, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного, спонтанного и творческого поведения, более гармоничного взаимодействия с людьми. Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (сам термин «групповая психотерапия» был введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек.

 Основные понятия психодрамы – спонтанность, креативность и консервирование. Морено определял спонтанность как «новую реакцию на старую ситуацию, либо адекватную реакцию на новую ситуацию» или, в более широком смысле, некую космическую энергию, посредством которой когда-то был создан этот мир и благодаря проявлениям которой он продолжает существовать. Спонтанность не может накапливаться, она существует только «здесь-и-теперь». Подавление спонтанности — это причина возникновения невроза (нет «новой реакции на старую ситуацию», реакции стереотипны). Конструктивность новой реакции определяется креативностью, то есть способностью к творчеству. Однако продукт творческого процесса имеет свойство превращаться в «культурный консерв», примером которого может служить стихотворение или нотная запись музыкального произведения. Морено резко отрицательно относился к культурным консервам, видя в них проявление косности, уничтожающей спонтанность.

Еще одно важное понятие психодрамы – роль. Согласно Морено, все люди – прирожденные актеры. Все роли могут быть разделены на три большие категории: функциональные, дисфункциональные и копинговые. Функциональные роли — это те роли, которые помогают человеку успешно разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать с другими людьми, способствуют личностному росту. Дисфункциональные роли мешают разрешению конфликтных ситуаций, сами могут порождать внешние и внутренние конфликты, ведут к разрушению личности. Копинговые роли позволяют совладать с ситуацией, отчасти снять напряженность и отсрочить ее разрешение. Ролевой анализ позволяет  увидеть взаимодействие ролей (их конфликт, «слипание» ролей (например, профессиональных и семейных), переходы ролей друг в друга). При благополучном протекании психодраматического сеанса дисфункциональные и копинговые роли преобразуются в функциональные.

Психодраматическая сессия происходит следующим образом: Сначала проводится «разогрев», это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на работу с их личными темами. Затем происходит социометрический выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Этап действия заканчивается, когда найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации.

После этапа действия проходит шеринг, то есть обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой, другом или женой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. Шеринг — важная часть групповой работы, дающая возможность для группы вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил, а для протагониста — возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях.

В настоящее время психодрама широко распространена во многих странах Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии и Африки, существуют множество объединений психодраматистов, регулярно проводятся конференции, издаются книги и периодические издания по психодраме.

В России психодрама существует с 1989 года. Она представлена 5-ю институтами (Институт ролевого тренинга и психодрамы, Институт групповой терапии и социального проектирования, Институт групповой и семейной психологии и психотерапи, Московский институт гештальта и психодрамы, Институт психодрамы и тренинга) и Ассоциацией психодрамы. Эти организации осуществляют подготовку специалистов по психодраме в различных городах России и за рубежом.