Образовательная программа "Психоанализ и психоаналитически-ориентированная психотерапия" |
140 академических часов
Психоанализ — комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в конце XIX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе, США и Латинской Америке. Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг. Психоанализ был предложен Фрейдом как научная теория о психике человека. В XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «абреакция». Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций. Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр с ученой степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда. В СССР психоанализ пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие). Как направление комплементарной медицины психоанализ активно практикуется в странах Западной Европы и в США. Оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции. Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания.
Программа курса: Теоретический блок: 1. Модели психики, психической деятельности, терапевтических способов воздействия на психическую деятельность. 2. Этапы развития психоанализа: 2.1. Классический психоанализ 2.2. Эго-психология 2.3. Теория объектных отношений 2.4. Психология самости. 3.Психоаналитическая диагностика. 3.1. Уровни организации психики (психотический, пограничный, невротический) 3.2. Типы организации психики (характеры) 4. Теория переноса и методы работы с переносом. 5. Защиты и сопротивления в аналитическом процессе. 6. Теория сновидений и методы работы со сновидениями. 7. Психоанализ психосоматических расстройств. 8. Психоанализ любовных отношений.
Практический блок:
|