Образовательная программа "Современный психоанализ" |
Образовательная программа "Современный психоанализ"140 академических часов Психоанализ как вариант психотерапии, метод исследования психических процессов и определенное мировоззрение существует уже более ста лет. Он возник как результат клинической и исследовательской деятельности венского психиатра Зигмунда Фрейда и его единомышленников Ференци, Юнга, Ранка, Абрахама и многих других. Психоанализ – это один из вариантов глубинной психологии, куда также относят аналитическую психологию Юнга, индивидуальную психологию Адлера и некоторые другие направления психологии. В основе психоанализа лежит несколько утверждений, отражающих принятую аналитиками определенную модель психики и процессов в ней. Например, признается существование в психике фактора бессознательного, который не поддается контролю со стороны сознания, но может быть воспринят по его проявлениям. Далее, считается, что жизнь человека в настоящем – его поведение, эмоциональные реакции, характер мышления – определены прошлым человека и, прежде всего, его детством. Именно тогда формируется личность человека и закладываются стереотипы его жизни. Наконец, аналитиками считается, что психика – это динамическая система и в глубинах нашего бессознательного живут и требуют разрядки множество конфликтов, которые сформированы в процессе даже «нормального» детского развития. Есть и другие утверждения, которые помогают нам сформировать понимание самих себя, построить понимание процессов, которые происходят вне контроля нашего сознания, построить диалог с нашим бессознательным. Интерес к психоанализу, который может привести вас на этот учебный курс Института Консультирования, может исходить из трех источников. Первый источник – это наше неиссякаемое любопытство. Психоанализ давно уже стал неотъемлемой частью современной культуры. Психоаналитические подходы используются при анализе кино и литературных произведений, при создании рекламы и при управлении массовым сознанием, при глубинном анализе любого явления в обществе – семьи, школы, армии и т.д. Поэтому психоаналитические подходы помогают формировать у нас понимание культурного пространства, в котором мы живем. А все это очень интересно! Второй источник - это наши профессиональные потребности. Психоанализ - направление в терапии, которое объединяет множество психотерапевтических школ. Освоение психоаналитических методов и техник работы с клиентом важны для психолога или психотерапевта любого направления - будь то гештальт-терапевт, арт-терапевт или представитель другого направления. Поэтому этот учебный курс будет полезен для практиков в психологии и психотерапии. Третий источник потребности в обучении на этом курсе связан с желанием «позаботиться о себе родном», т.е. разобраться с проблемами, трудностями, которые есть в жизни каждого человека. Обрести ориентиры в понимании источников своих тревог и других негативных переживаний, наметить пути разрешения сложных жизненных ситуаций и т.д.- во всех этих случаях учебный курс «Современный психоанализ» будет полезен. Хотя надо сразу отметить, что «лечить» вас здесь никто не будет, т.к. занятия будут носить, прежде всего, учебный характер. А если хочется «полечиться», то лучше записаться на прием к психотерапевту или психологу. Можно надеяться, что курс «Современный психоанализ» по своему содержанию будет отвечать потребностям как любителей психоанализа, так и потребностям профессионалов.
Программа курса I. Теоретический блок 1. Модели психики, психической деятельности, терапевтических способов воздействия на психическую деятельность. 2. Этапы развития психоанализа: 2.1. Классический психоанализ (З.Фрейд, Ш.Ференци, К.Абрахам, О.Ранк…). 2.2. Эго-психология (Анна Фрейд,Х.Хартман) 2.3. Теория объектных отношений (Британская школа психоанализа) 2.4. Психология самости (Х.Когут). 3.Психоаналитическая диагностика. 3.1. Уровни организации психики (психотический, пограничный, невротический) 3.2. Типы организации психики (характеры) 4. Защиты и сопротивления в аналитическом процессе. 5. Теория переноса и методы работы с переносом. 6. Теория сновидений и методы работы со сновидениями. 7. Психоанализ психосоматических расстройств. 8. Психоанализ депрессий, фобий, навязчивостей и т.д. 9. Психоанализ любовных отношений и брака. 10. Психоанализ культурной среды: психоанализ сказочной культуры, теория дисциплинарных пространств, психоанализ массовых процессов и т.д.
II. Практический блок 1. Начало психоаналитического процесса. 2. Средняя часть терапии. 3. Завершение терапевтического процесса. 4. Работа в варианте поддерживающей психотерапии. 5. Работа с пограничными пациентами - экспрессивная терапия. 6. Классический психоанализ - работа на уровне невротических проблем пациента. 7. Техники работы с сопротивлениями. 8. Техники работы с переносами. 9. Терапия через взаимоотношения «терапевт-пациент» 10. Работа со сновидениями в психоаналитическом процессе. 11. Принципы работы с психосоматическими расстройствами 12. Принципы работы с депрессивными пациентами, фобиями, навязчивостями.
|