Семинар-тренинг "Сказкотерапия" |
Семинар-тренинг "Сказкотерапия" 28 академических часов
Пояснительная записка Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Каким образом, посредством сказкотерапии удаётся достигать таких целей? Во-первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира... Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребёнок должен иметь чёткое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5 - 4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка. Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. С каждой из этих функций у слушателей будет возможность детально ознакомиться. Сказкотерапия – метод, прекрасно себя зарекомендовавший в работе как с детьми, так и со взрослыми. В результате освоения дисциплины слушатель получает следующие знания, умения и навыки: - Знания: основной категориальный аппарат сказкотерапии, иметь представление о типологии сказок и их психотерапевтическом назначении; диагностические возможности различных видов сказок, иметь представление о приёмах и методах сказкотерапии. - Умения: осуществлять выбор сказок, адекватных проблеме клиента, продумывать и реализовывать структуру сказкотерапевтического занятия и консультации, составлять схему размышления над сказками и организовывать их обсуждение. - Навыки: технология психологического анализа сказок клиента, технология проведения сказкотерапевтических занятий и консультаций.
Тематическое содержание базового модуля
Тема 1. Введение в теорию сказкотерапии Понятие сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии в России и за рубежом. Особенности использования сказкотерапии. Направления сказкотерапии. Функции, значение и роль сказок. Тема 2. Классификация сказок Классификация Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И. В. Вачкова. Художественные сказки. Дидактические сказки. Психотерапевтические сказки. Психокоррекционные сказки. Медитативные сказки. Психосказки. Тема 3. Приёмы и возможности работы со сказками Основные приёмы работы со сказками и их особенности: анализ, рассказывание сказок, переписывание, постановка сказок, сочинение сказок. Возможности работы со сказкой (использование как метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов, использование как притчи-нравоучения, творческая работа по мотивам сказки). Тема 4. Структура сказкотерапевтического занятия Общие принципы работы со сказками: осознанность, множественность, связь с реальностью. Этапы сказкотерапевтического занятия: вхождение в сказку, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, выход из сказки. Тема 5. Психологический анализ сказок Особенности психологического анализа. Компоненты анализа сказки: информационное поле, сюжет сказки, линия главного героя, символическое поле сказки, заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки, определение перспективных задач. Тема 6. Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста средствами сказкотерапии Особенности использования сказкотерапии в работе с детьми данного возраста. Требования к организации занятий. Тема 7. Сказкотерапия в работе с подростками Особенности использования сказкотерапии в работе с подростками. Требования к организации занятий. Тема 8. Сказкотерапия в работе с родителями и педагогами Способы работы по сказкотерапии с родителями и педагогами. Требования к организации занятий. Тема 9. Решение сказочных задач Особенности сказочных задач. Требования к составлению. Групповое обсуждение сказочных задач.
|