Образовательная программа "Системно-феноменологический подход в психологическом и организационном консультировании"
252 академических часа
Краткое содержание программы
Модуль 1. Системно-феноменологический подход. История, философия системных констелляций. Позиция терапевта.Теория и практика. Модуль 2. Основы семейной констелляции. Чтение поля. Теория и практика (продолжение). Модуль 3. Дети и родители. Модуль 4. Мужчина и женщина, отношения в паре. Модуль 5. Родовая система и отношения в роду. Работа с генограммой. Модуль 6. Работа с травмой и травмированными частями. Работа с симптомами. Модуль 7. Системная работа в индивидуальном сеттинге. Модуль 8. Введение в организационные констелляции. Теория и практика. Модуль 9. Внутренние системы организации. Иерархия в организации. Персонал организации. Цели организации. Модуль 10. Внешние системы организации. Покупатели и поставщики. Отношения с контролирующими организациями. Развитие организации. Будущее организации.
Группы практики. Демонстрация самостоятельных работ участниками образовательной программы и супервизия их работы.
Курс предназначен как для психологов, психотерапевтов, так и для всех желающих, кто решил освоить метод системных констелляций, а также для тех, кто хочет разобраться в своих семейных историях.
Тематический план
Модуль 1. Системно-феноменологический подход. Теория и практика.
История системно-феноменологического подхода Берта Хеллингера, семейной констелляции и системной семейной терапии. Различные подходы и философии констелляций. Основные понятия, используемые при работе методом констелляции: "невидимые" связи, иерархические уровни, границы, системы, подсистемы и т. д. Возникновение связи, основные виды связи в социальных системах и их свойства. Как возникают системы, основные виды социальных систем. Что такое замещающее восприятие. Почему констелляция работает. Морфогенетические поля социальных систем. Основные виды чувств (первичные, вторичные, перенятые и мета-чувства). Основные способы обращения с чувствами (испытывать, отреагировать, вытеснять, отрицать). Системные чувства и как они перенимаются. Основные этапы работы с использованием семейной констелляции. Роли клиента, заместителей, ведущего. Основы констелляционного интервью: установление контакта, запрос, поручение, ресурсы клиента и системы для изменения. Какая информация является важной для констелляции. Техника сбора информации. Разные виды работы с запросом клиента при констелляционной работе. Готовность клиента к работе. Готовность меняться. При каком запросе можно делать констелляцию, а при каком нет. Основы работы с генограммой, ее использование для сбора информации и последующей работы с констелляцией. Фокусирование, выбор системы или участников для констелляции. Что такое "внутренний образ". Как в констелляции получать необходимую информацию. Особенности опроса заместителей. Место человека в жизни и место в семейной системе. Чувства и место. Практическая работа по запросам участников.
Модуль 2. Основы семейной констелляции. Теория и практика (продолжение).
Личная совесть и особенности ее воздействия на человека. Совесть и связь, совесть и баланс, совесть и порядок. Особенности воздействия совести на членов системы, в зависимости от их иерархического уровня. Базовые образы и принципы при работе в констелляциях с образами умерших. Использование разрешающих фраз. Совесть как отграничивающий фактор. Динамика исключения. Границы совести. Что такое системные динамики и как они возникают. Основные системные динамики. Поиск решения в констелляции. Основные интервенции в процессе констелляционной работы. Фразы, проявляющие системную динамику, и разрешающие фразы. Ритуалы и их использование в констелляционной работе. Работа с неличными элементами в семейной констелляции (жизнь, смерть, судьба, война и т. д.). В каких случаях констелляцию не следует начинать, а в каких случаях констелляцию следует прервать. Образ-решение. Что важно при завершении констелляции и как хорошо это делать. Клиент и разрешающий образ. Принятие и непринятие разрешающего образа клиентом. Практическая работа по запросам участников.
Модуль 3. Детско-родительские отношения.
Отношения между родителями и детьми. Понятие лояльности. Детская любовь "хорошая" и "плохая". Кто принадлежит к родительской семье. Порядки, действующие в семье между родителями и детьми. Базовые образы констелляций при работе с родителями и детьми. Хорошие места для детей и родителей в констелляциях. Работа с детско-родительскими отношениями. Принятие жизни и принятие родителей. Вина и невиновность в отношениях между родителями и детьми. Цена жизни. Поток жизненной энергии и любви от родителей к детям. Ситуации, приводящие к прерыванию потока любви от родителей к детям, и их последствия для ребенка. Принципы восстановления прерванного движения любви от ребенка к родителям. Предыдущие партнеры супругов и их влияние на детей. Развод между партнерами и его влияние на детей. Братья и сестры, их влияние друг на друга и на родителей. Основные системные динамики и переплетения, возникающие между родителями и детьми, и их разрешение. Парентификация. Особые случаи при работе с детско-родительскими отношениями. Практическая работа по запросам участников.
Модуль 4. Мужчина и женщина, отношения в паре.
Отношения в паре. Основные порядки, действующие на уровне пары. Мужское и женское. Обновление мужского и женского. Как мы становимся мужчинами и женщинами. Основные процессы, связанные со взрослением в семье, и что происходит при их нарушении. "Мамины сыновья" и "папины дочки". Особенности отношений между ними. Партнерство как вершина человеческих отношений. Что принадлежит парной системе, а что семейной. Возникновение системного конфликта лояльности у человека, принадлежащего к разным системам, и пути преодоления. Особые темы в парных отношениях. Как с этим обходиться в констелляциях. Базовые образы констелляций при работе с парой. Любовные треугольники. Предыдущие партнеры, дети от предыдущих отношений, история жизни и их влияние на отношения в паре. Вес партнера. Завершенные и незавершенные отношения, их влияние на пару. Работа с отношениями в паре. Работа с партнерами участников. Практическая работа по запросам участников.
Модуль 5. Родовая система и отношения в роду. Работа с генограммой.
Родовая система. Кто принадлежит к родовой системе. Основные порядки, действующие на уровне рода. Иерархия систем в роду. Родовая система как хранилище моделей и образов отношений, необходимых для выживания, передачи жизни и условий существования всех членов рода. Опыт предков, его значение для нас. Какой опыт в первую очередь хранится в родовой системе. Понятие семейных и родовых традиций. Как традиции и сложившиеся образы отношений помогают и мешают нам в жизни. Изменение традиций и цена изменений. Родовая совесть и особенности ее воздействия на человека. Как работают вина и невиновность на уровне рода. Конфликты между родовой и личной совестью. Системные переплетения, их образование и упразднение. Влияние родительских семей партнеров на детско-родительские отношения. Конфликты лояльности между семьей и родом. Тяжелые судьбы в роду, их влияние на семью и работа с их последствиями. Основные системные динамики и переплетения, возникающие на уровне рода, и их разрешение. Динамика наследства. Приемные и опекунские семьи и особенности работы с ними. Работа с особо тяжелыми случаями в роду (насилие, убийство, травма и т. д.) в констелляциях. Работа с зависимостями (наркомания, алкоголизм) и созависимыми членами семьи. Практическая работа по запросам участников.
Модуль 6. Работа с травмой и травмированными частями. Работа с симптомами.
Основы работы с травмой в структурных констелляциях. Особенности работы с травмой. Травма и паттерны, ограничивающие наше развитие. Самость и принадлежность. Баланс между ними. Форматы работы с травмой в системно-феноменологическом подходе. Включение естественных механизмов исцеления через констелляцию. Структурные констелляции по персональному запросу. Упражнения в группах. Основы симптомных констелляций. Какими могут быть причины заболеваний. Обращение с сильными чувствами при констелляциях. Практическая работа по запросам участников.
Модуль 7. Системная работа в индивидуальном сеттинге.
Терапевт, его нынешняя семья и его родительская семья. Терапевтический стиль. Принципы работы в индивидуальном сеттинге. Констелляция на якорях. Констелляция на фигурках. Констелляция с помощью метафорических карт. Основы супервизии с помощью констелляции. Основные модели: супервизия случая, супервизия отношений "клиент — терапевт", консультация, супервизия организации или коллектива. Супервизионная работа с клиентами участников. Практическая работа по запросам участников.
Модуль 8. Организационный контекст системной работы.
Введение в организационные констелляции. С каким родом проблем работает организационная констелляция. Принципы работы с организационными констелляциями. Кто и что принадлежит организационной системе. Системная энергия организации. Построение оргенограммы. Организационная констелляция как инструмент изменений. Организационная констелляция как инструмент моделирования будущего.
Модуль 9. Внутренние системы организации. Иерархия. Персонал.
Бизнес-процессы. Констелляция целей организации. Миссия организации. Констелляция целей подразделений. Цели процессов. Виды организационных системных динамик. Вплетение в другой контекст. Трансформация паттерна. Двойной образ. Перенос динамик. Повторение паттерна.
Модуль 10. Внешние системы организации.
Покупатели и поставщики. Отношения с контролирующими организациями. Развитие организации. Цели организации. Культура организации. Лидерство в организации.
|