Курс предназначен для психологов, психотерапевтов, специалистов, заинтересованных в ведении терапевтических групп и групп личностного роста разных форматов, а также студентов профильных направлений.
Пройдя курс, вы:
- Узнаете, какие факторы определяют эффективность групповой терапии.
- Разовьете рефлексивные навыки, необходимые в профессиональной деятельности.
- Получите опыт нахождения в терапевтической группе.
- Сформируете практические навыки в наблюдении за отдельными участниками в группе, а также изменениями, развитием, потребностями группы в целом.
- Научитесь отслеживать и эффективно использовать групповую динамику.
- Узнаете, что такое групповая тема и групповая атмосфера.
- Узнаете, как работать с трудными группами и сложными участниками.
- Будете лучше замечать и анализировать отношения между группой и групповым ведущим.
- Поработаете ведущим группы под супервизией, получите профессиональную обратную связь.
Кратко о групповой психотерапии
Групповая психотерапия — это метод, который позволяет решать психотерапевтические задачи за счёт использования групповых процессов. Основной инструмент психотерапевтического воздействия — группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию её участниками собственных проблем за счёт межличностного взаимодействия, групповой динамики.
На группе можно научиться:
- Говорить так, чтобы вас слышали.
- Отстаивать своё мнение и говорить "нет".
- Говорить о своих желаниях и удовлетворять их.
- Быть более точными в отношениях с другим.
- Открыто говорить о себе и доверять другим людям.
- Признаваться в симпатии или неприязни.
- Лучше понимать, чего хотят от вас люди.
- Осознавать, чего вы хотите от них на самом деле, свои чувства, желания и потребности.
- Понимать, чего вы хотите от себя, от своего настоящего и будущего.
- Быстро устанавливать доверительные отношения.
- Эффективно договариваться с людьми.
- Предотвращать конфликты.
- Быть более открытыми и естественными в общении.
- Получать от общения истинное удовольствие.
Темы, с которыми можно работать на терапевтических группах, могут быть самыми разными, например:
- Желание что-то поменять в жизни.
- Недовольство собой и другими людьми.
- Разочарование.
- Неудовлетворённость отношениями.
- Проблемы на работе.
- Отсутствие денег.
- Тревожные мысли.
- Манипуляции и шантаж в отношениях.
- Отношения в паре.
- Ответственность и инициатива в отношениях мужчины и женщины.
- Отношения "родитель-ребёнок".
- Деньги и власть.
Программа курса
Формирование группы.
- Знакомство участников, цели и задачи, формирование учебной группы. Теория: основные понятия и история групповой терапии.
- Терапевтический контракт и правила группы. Цели и результаты групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- Виды и формы групповой работы: Т-группы, группы встреч, тренинги умений, терапевтические группы и т.д.
Терапевтический групповой процесс и личность ведущего.
- Профессиональные требования к личности психотерапевта.
- Взаимосвязь профессиональных трудностей и личных проблем ведущего.
- Специфика группы и групповой терапевт. Стили ведения группового терапевта. Ко-терапевтическое взаимодействие.
- Определение эффективной стратегии работы группового ведущего. Выбор технических приёмов, групповых заданий, экспериментов, направленных на поддержание контакта.
Групповой процесс и групповое взаимодействие.
- Стадии развития группы, групповая динамика. Способы решения конфликтов в группе.
- Трудные участники группы. Работа с сопротивлением группы. Групповые роли.
- Способы общения в группе, безопасная обратная связь (теория и практика).
Групповая атмосфера и групповая динамика. Группа как целое.
- Группа как целое. Терапевтические факторы в развитии группы.
- Групповая атмосфера. Различные модели групповой динамики.
- Диагностика общегрупповых феноменов и их связь с определёнными фазами развития группы.
Практика с супервизией и итоги.
- Поочерёдная работа участников в качестве ведущих группы (индивидуально и в парах).
- Супервизия работы участников.
- Разбор работы группы.
- Навыки оценки специфики группы и состояния группового терапевта.
- Проблемы ко-терапевтического взаимодействия в групповой работе.
|