Образовательная программа "Трансперсональная психология и психотерапия" |
Образовательная программа "Трансперсональная психология и психотерапия" 140 академических часов О трансперсональной психологии На сегодняшний день трансперсональная психология получила признание и в научных и в терапевтических кругах, как одно из наиболее значимых психологических направлений возникших во второй половине XXв. В каждой психике существуют глубины, которые раскрываются на протяжении всей жизни. Они проявляются как обычные житейские или экзистенциальные проблемы, как невероятные ресурсы, обогащающие индивидуальное человеческое существование. Преимущество трансперсональной психотерапии заключается в том, что она обращается ко всей полноте человека, всем уровням психического, даже тем, о которых не ведет сознание. Это позволяет наиболее быстро, гармонично и эффективно решить как повседневные жизненные проблемы, так и задачи развития своего потенциала. Трансперсональная работа направлена на гармонизацию и максимальную проявленность интеллектуальной, эмоциональной и телесной сторон нашей жизни. Трансперсональная терапия не подвергается цензуре сознания пациента, а значит, действует быстрее и эффективнее “вербальных” техник. Цель и задачи курса Получить знания и навыки необходимые для ведения психотерапевтических групп и индивидуального консультирования в техниках трансперсональной психологии. 1. Ознакомить студентов с основными понятиями трансперсональной психологии и психотерапии. 2. Дать возможность переживания в личном опыте трансперсональных состояний. 3. Представить студентам основные методы практической трансперсональной психологии. 4. Дать представление о перспективах использования трансперсональной психологии в практике консультирования и терапии. Основные темы курса 1. История трансперсональной психологии. Измененные состояния сознания. 2. Техника холотропного дыхания. 3. Телесная работа в трансперсональной психологии. 4. Ребефинг, вайвейшн, свободное дыхание. 5. Значение перинатального опыта в развитии личности. 6. Юнгианские и постюнгианские техники работы с образами. 7. Процессуальная подход в трансперсональной психологии. 8. Мифодрама в мужских и женских инициациях. Содержание программы 1 модуль. Терапевтический потенциал измененных состояний сознания. История трансперсональной психологии. Холотропное дыхание 1 процесс. Измененные состояния сознания. Виды измененных состояний сознания. Методы вхождения в измененные состояния сознания. Картография трансперсональных уровней. Холотропное дыхание 2 процесс. 2 модуль. Базовые принципы холотропного дыхания. Базовые принципы холотропного дыхания. Техника холотропного дыхания. Холотропное дыхание 3 процесс. Уровни переживаний. Системы конденсированного опыта. Холотропное дыхание 4 процесс. 3 модуль. Работа с телом в трансперсональной психологии. Техники работы с телом в трансперсональной психологии. Холотропное дыхание 5 процесс. Техники работы с телом в холотропном дыхании. Холотропное дыхание 6 процесс. 4 модуль. Техники свободного дыхания. Базовые принципы свободного дыхания. Ребефинг, вайвейшн, холотропное дыхание – сходства и различия. Техники ребефинга. Виды дыхания. Дыхательные паттерны – диагностика, методы дыхательной терапии. Техники вайвейшн и свободного дыхания. 5 модуль. Роль перинатального опыта в развитии личности. Базовые перинатальные матрицы. Теории О.Ранка, С.Грофа. Актуализация родового опыта в визуализациях. Техника «родовой канал». 6 модуль. Работа с символами и образами. Теория К.Г.Юнга в ТП. Путь индивидуации. Синхронистичность. Связь биографического и трансперсонального уровней. Визуализации «5 дверей», «Дорога». Работа с символами и образами в ТП. Трансперсональный арт (дзен-маски, работа с мандалами). 7 модуль. Процессуальный подход в трансперсональной психологии. Процессуальная работа А. и Э. Минделл. Метанавыки. Принципы работы с измененными состояниями сознания. 8 модуль. Пути мужской и женской инициаций. Путь мужской и женской инициации. Мифодрама. Работа с групповым полем. Список рекомендованной литературы Гроф, С.За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С.Гроф. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. – 504 с. Гроф, С. Путешествие в поисках себя / С.Гроф. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994. – 342 с. Гроф, С. Холотропное сознание / С.Гроф. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. – 248 с. Гроф, С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания / С.Гроф. – М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2001. – 476 с. Кемпбелл, Дж. Герой с тысячью лицами.миф, архетип, бессознательное / Дж.Кемпбелл. – К.: София, 1997. – 336 с. Козлов, В.В. Истоки осознания. Теория и практика интегративных психотехнологий / В.В.Козлов. – М., 1997. – 364 с. Майков, В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние / В.Майков, В.Козлов. – М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2004. – 603 с. Минделл, А. Вкачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике / А.Минделл, Э.Минделл. – М.: Независимая фирма «Класс», Изд-во Трансперсонального Института, 1999. – 224 с. Минделл, Э. Психотерапия как духовная практика / Э.Минделл. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 160 с. Орр, Л. Осознанное дыхание / Л.Орр. – К.: София, 2005. – 208 с. Пути за пределы «эго» / Под ред. Р.Уолша и Ф.Воон. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. – 318 с. Ранк, О. Травма рождения / О.Ранк. – М.: Аграф, 2004. – 400 с. Тарт, Ч. Измененные состояния сознания / Ч.Тарт. .: Эксмо, 2003. – 288 с. Уилбер К. Никаких границ. Восточные и западные пути личного роста / К.Уилбер – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1998. – 176 с. Юнг, К.Г. Синхронистичность. Сборник / К.Г.Юнг. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. – 320 с. Юнг, К.Г. Бог и бессознательное / К.Г.Юнг. – М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 480 с. Юнг, К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К.Г.Юнг. – Минск: ООО «Харвест», 2003. – 496 с.
|