Образовательная программа
"II ступень профессионального обучения по гештальт-терапии"
О программе
Гештальт-терапия – одно из современных направлений психологии и психотерапии, разработанное Ф. Перлзом. Гештальт-терапия применяется в психологическом и организационном консультировании, в индивидуальной, семейной и групповой терапии. Основа метода – целостный подход к человеку, соединяющий эмоциональное, телесное и интеллектуальное начала.
Программа ориентирована на практикующих и начинающих специалистов, а также на студентов старших курсов, специализирующихся в области психологии и психотерапии.
Цель программы: подготовка специалистов для практической работы в различных областях психотерапии, психологического и организационного консультирования.
Продолжительность обучения: 15 трёхдневных учебных сессий.
Темы учебных сессий
- История возникновения и развития гештальт-терапии. Исторические корни гештальт-терапии: психоанализ, феноменология, экзистенциализм, гештальт-теория, восточные практики.
- Цикл контакта, творческое приспособление, организм и среда. Концепция человека как системы, теория поля.
- Теория SELF. SELF как процесс организации контакта в поле. Функции SELF и особенности их взаимодействия.
- Механизмы прерывания контакта и способы работы с ними.
- Феноменология.
- Теория изменений, терапевтический процесс, диалог как метод работы. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Эксперимент в гештальт-терапии. Принципы конструирования гештальт-эксперимента, взаимосвязь исследования и эксперимента.
- Работа с телом, психосоматика в гештальт-терапии.
- Гештальт-терапевт в терапевтических отношениях. Перенос, контрперенос. Диагностика в гештальт-терапии. Долгосрочные отношения с клиентами. Принципы выработки этических требований (норм).
- Работа с горем, утратой, психологической травмой.
- Работа с экзистенциальными данностями: одиночество, смерть, потеря смысла, ответственность, сексуальность.
- Работа со снами.
- Невротические расстройства и кризисные состояния.
- Работа с парой, семьей, семейными проблемами в гештальт-терапии.
- Психопатология. Дифференциальная диагностика, DSM IV, психодинамическая диагностика. Гештальт-диагностика и описание психопатологии в терминах гештальт-терапии.
- Супервизии. Интеграция полученных знаний.
Сертификационные требования
Теоретическая подготовка
- Курс повышения квалификации «Гештальт-терапия» в Институте Консультирования (140 ак. часов) или программа первой ступени обучения гештальт-терапии (не менее 100 ак. часов).
- 15 тематических трёхдневных семинара-тренинга второй ступени (один из них сертификационный).
- Дополнительные рекомендуемые программы Института Консультирования, не менее двух из списка:
- Арт-терапия.
- Телесно-ориентированная психотерапия.
- Семейная и супружеская психотерапия.
- Групповая психотерапия.
Личная терапия (240 часов)
Включает в себя:
- минимум 50 часов индивидуальной терапии (рекомендовано не менее 40 часов работы с одним терапевтом, возможно, с двумя, но не одновременно, учитываются также часы терапии на Декадниках и Фестивалях);
- динамические (терапевтические) группы на Декадниках и Фестивалях – 20 часов;
- терапевтические группы параллельно программе – 100 часов;
- оставшаяся часть может быть засчитана из часов первой ступени, если она проводилась в терапевтическом ключе.
Супервизия (210 часов)
В том числе:
- 180 часов - групповая супервизия, включенная в программу, а также мультимодальная супервизионная группа Института Консультирования;
- 30 часов индивидуальной супервизии (супервизия на Декадниках и Фестивалях.
- очная супервизионная группа в Институте Консультирования, регулярная заочная супервизия работы с реальными клиентами при подготовке случаев для сертификации. (Рекомендуется обращаться за супервизией 1 раз в 4-5 встреч с клиентом), а также индивидуальная очная супервизия в тройках – с приглашенным супервизором).
Практика (400 часов)
Из них:
- 200 часов работы в «тройках». «Тройка» встречается каждые 1-2 недели и может приглашать супервизора на каждую пятую встречу.
- 200 часов консультативной и терапевтической работы с клиентами, семьями, группами, организациями, а также использования гештальт-подхода в практике своей профессиональной деятельности на протяжении обучения на второй ступени. Наличие часов подтверждается кратким описанием деятельности.
Прочие требования
- Описание 3-х случаев длительной работы с клиентами как образец клинического и теоретического применения гештальт-терапии в своей профессиональной практике. Желательно, чтобы один из случаев был регулярно супервизирован.
- Наличие диплома о высшем образовании в области психологии, психотерапии или смежных специальностей.
- Участие минимум в трех интенсивных программах профессионального обмена опытом (Фестивали и Декадники).
- Показ работы на сертификационной супервизорской сессии в присутствии независимого супервизора.
При показе сертификационной работы и для сертификации участником предъявляется:
- Справка о прохождении личной терапии.
- 10 протоколов из работы в малых учебных группах.
- Описания долгосрочной (не менее 10 встреч каждая) работы с 3-мя клиентами (в отдельных случаях - с группами).
- Справка о прохождении индивидуальной супервизии.
- Письменная работа, посвященная теории гештальт-терапии. Теоретические знания проверяются при специальном собеседовании.
|