Образовательная программа "Клиент-центрированная психотерапия" |
Образовательная программа "Клиент-центрированная психотерапия" 140 академических часов (4 месяца) Цели и задачи курса · Освоение методологии клиент-центрированной парадигмы в психологическом консультировании и психотерапии. · Формирование представления о базовых терапевтических условиях взаимодействия в системе «клиент-терапевт». · Выработка конструктивных личностных установок терапевта, развитие исследовательского подхода. · Развитие индивидуального творческого потенциала в процессе превращения системы знаний, умений и навыков в эффективный профессиональный инструментарий. Программа рассчитана на 8 двухдневных учебных модулей. Общее количество учебных часов — 140. Программа состоит из теоретических и практических занятий, интерактивной и самостоятельной работы, супервизии. Формы и виды учебных занятий, модальности
Система самостоятельной работы На время прохождения курса слушателям курса предлагается: · ведение дневниковых записей с целью самопознания, идентификации собственных проблем и переживаний, закрепления навыков позитивного мышления и поиска внутренних и внешних ресурсов · работа со специальной литературой · выполнение тематических исследовательских и практических заданий Результаты курса · Формирование и повышение компетенции в сфере клиент-центрированного подхода в консультировании и психотерапии. · Формирование навыков, повышающих эффективность консультативной и терапевтической деятельности (способность идентифицировать чувства и эмоциональные состояния, высокий уровень эмпатического понимания, конструктивная психологическая поддержка и другие). · Укрепление позитивного мировоззрения и ориентации на принятие решения. · Овладение эффективными коммуникативными моделями и совершенствование технологии терапевтического интервью. · Формирование творческого подхода в выборе индивидуальных стратегий консультанта и психотерапевта. Способы проверки результатов обучения Проверка результатов обучения осуществляется в процессе интерактивного взаимодействия в группе, в работе с литературой, при выполнении творческих заданий и в показательных учебных консультациях. По окончании курса слушатели защищают реферат или творческую работу по теме, выбранной в рамках содержания курса, и проходят супервизию. Основные темы курса · Введение в предмет. История становления клиент-центрированного подхода в психологическом консультировании. · Основные понятия клиент-центрированного подхода: «поле опыта», «самость», «Я»–концепция, «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации». · Терапевтические условия. · Терапия, центрированная на чувствах. · Роль эмпатического понимания и конструктивной психологической поддержки в создании эмоционально безопасных условий для самопознания и самовосприятия клиента. · Навыки активного слушания и искусство задавать терапевтические вопросы. · Развернутая модель «я-высказывания». · Позитивное мировоззрение и основы краткосрочной позитивной психотерапии. · Сферы применения клиент-центрированного подхода. Тематическое содержание · Карл Роджерс – основатель клиент-центрированной терапии. Краткий исторический экскурс. Основные положения теории Роджерса. · Периоды развития клиент-центрированной терапии. Периодизация Харта. · Основные направления в современной клиент-центрированной терапии. · Экспрессивная человекоцентрированная психотерапия, разработанная дочерью К. Роджерса Натали. · Психотерапевтическое кредо Натали Роджерс: Я сознаю, что внутреннее путешествие может быть пугающим, веселым, утомительным предприятием. Я буду рядом с вами, но не буду назойливой. Я верю, что вы знаете как позаботиться о себе. Я не буду нести ответственность за вас или же отбирать у вас вашу силу. Я не буду также покидать вас. Я буду уважать вас и ваши решения, которые вы принимаете для себя. Я верю в ваши способности. Я буду поддержавать и ободрять вас в вашем внутреннем путешествии. Я могу иногда быть вызовом для вас и вашей системы убеждений, но я всегда буду уважать вас и вашу правду. Я буду поощрять вас опробовать что-то новое, рисковать в неизвестном вашего внутреннего мира, но я никогда не буду подталкивать вас. Я буду предлагать вам средства экспрессивных искусств, чтобы помочь вам открыть вашу природную креативность и обнаружить вашу внутренную сущность. Вы свободны не пользоваться этими средствами. Иногда я буду высказывать свое мнение и давать вам обратную связь, но я всегда буду проверять, насколько она значима для вас. Я буду делать все, чтобы чтить мои собственные и ваши границы. Я буду делиться с вами моими ценностями и убеждениями, так что вы будете знать почему я говорю или делаю то, что я говорю и делаю. Я всегда открыта тому, чтобы учиться у вас. Я совершаю ошибки, делаю то, что мне не нравится, и иногда я ввожу в заблуждение. В таких случаях я признаюсь в этом. Я могу сказать:"Я виновата” (N.Rogers, 1993, p.103-104) · Ключевые понятия: «поле опыта», «самость», «Я»–концепция, «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации». · Преимущества недирективного подхода в конструктивном изменении поведения. · Опора на способность клиента к эффективному самовосприятию и самоактуализации. · Условия психотерапевтического процесса: · Терапия, центрированная на чувствах: идентификация чувств и эмоциональных состояний, составление «словаря чувств», телесное проявление чувств и эмоций. Чувство – сигнал о фрустрированной потребности. Осознавание потребностей. Воссоединение с чувствами. · Понятие о безусловном принятии, конгруэнтности, эмпатии и психологическом климате. Эмпатическое понимание и психологическая поддержка. Присоединение, осознавание, чувствование. · Эффективные коммуникативные стратегии. Развернутая форма «я-высказывания». Технология терапевтического интервью. · Позитивное мировоззрение и ассертивное поведение. Отношение к проблеме как к ресурсу. Фокусировка на принятии решения. · Основы краткосрочной позитивной терапии. · Оценка эффективности клиент-центрированного подхода и сферы применения. · Итоговое занятие: защита творческих работ и рефератов, супервизия. Литература: 1. Аллен Е. Айви, Мэри Брэдфорд Айви, Линн Саймек-Даунинг «Консультирование и психотерапия. Сочетание методов , теории и практики.2 тома 2. Ахола Т. Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия, фокусированная на решении) Пер. Лариной Л.Б. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000 3. Ахола Т. Фурман Б. Психологическое консультирование. Беседа, направленная на решение. СПб.: «Речь», 2001 4. Минделл Э. Психотерапия, как духовная практика. М.: Независимая фирма «Класс», 1997 5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Перс с англ. М, 2004 6. Некрылова Н. Основные направления современной клиент-центрированной психотерапии. Статья опубликована в Журнале практического психолога, 2012 г., №1 (С.81-102) 7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 – 510 с. 8. Перлз Ф. Эго, голод, агрессия. Пер. с англ. М.: Смысл, 2002 9. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001 10. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 200 11. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994 12. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с. 13. Роджерс К. Р. Искусство консультирования и терапии // Пер. с английского О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г.Пимочкиной, М.Злотник. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002 – 976с 14. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. /Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс , 2000. – 464 с. 15. Рудестам К. Групповая психотерапия М.: Прогресс, 1990 16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998 17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии») 18. Цветков Э.А. Досье на человека/Эрнст Цветков. – М.: Астрель: АСТ 2007 19. Энрайт Дж. Позиция слушателя-терапевта// Вестник РАТЭПП N 1-2, 1993 20. Энрайт. Д. Гештальт, ведущий к просветлению. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002
|