gototopgototop

Образовательная программа "Клиент-центрированная психотерапия"

Образовательная программа

"Клиент-центрированная психотерапия"

140 академических часов (4 месяца)


Цели и задачи курса

·        Освоение методологии клиент-центрированной парадигмы в психологическом консультировании и психотерапии.

·        Формирование  представления о базовых терапевтических условиях взаимодействия в системе «клиент-терапевт».

·        Выработка конструктивных личностных установок терапевта, развитие исследовательского подхода.

·        Развитие индивидуального творческого потенциала в процессе превращения системы знаний, умений и навыков в эффективный профессиональный инструментарий.

Программа рассчитана на 8 двухдневных учебных модулей. Общее количество учебных часов — 140.

Программа состоит из теоретических и практических занятий, интерактивной  и самостоятельной работы, супервизии.


Формы и виды учебных занятий, модальности

  1. Теоретические занятия: лекции, беседы, дискуссии.
  2. Практические занятия:  выполнение упражнений, моделирование и анализ ролевых ситуаций.
  3. Формы и приемы: индивидуальная и групповая работа,  самостоятельная исследовательская и аналитическая работа,  рефлексия,  мозговой штурм, супервизия.
  4. Модальности: элементы гештальта, процессуально-ориентированной терапии, психодрамы, арт-терапии, краткосрочной позитивной терапии, телесно-ориентированной терапии.


Система самостоятельной работы

На время прохождения курса слушателям курса предлагается:

·        ведение дневниковых записей с целью самопознания, идентификации собственных проблем и переживаний, закрепления навыков позитивного мышления и поиска внутренних и внешних ресурсов

·        работа со специальной литературой

·        выполнение тематических исследовательских и практических заданий


Результаты курса

·        Формирование и повышение компетенции в сфере клиент-центрированного подхода в консультировании и психотерапии.

·        Формирование навыков, повышающих эффективность консультативной и терапевтической деятельности (способность идентифицировать чувства и эмоциональные состояния, высокий уровень эмпатического понимания, конструктивная психологическая поддержка и другие).

·        Укрепление позитивного мировоззрения и ориентации на принятие решения.

·        Овладение эффективными коммуникативными моделями и совершенствование технологии терапевтического интервью.

·        Формирование  творческого подхода в выборе индивидуальных стратегий консультанта и психотерапевта.


Способы проверки результатов обучения

Проверка результатов обучения осуществляется в процессе интерактивного взаимодействия в группе, в работе с литературой, при выполнении творческих заданий и в показательных учебных консультациях.

По окончании курса слушатели защищают реферат или творческую работу по теме, выбранной в рамках содержания курса, и проходят супервизию.


Основные темы курса

·         Введение в предмет. История становления клиент-центрированного  подхода в психологическом консультировании.

·         Основные понятия клиент-центрированного подхода: «поле опыта», «самость», «Я»–концепция, «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

·         Терапевтические условия.

·         Терапия, центрированная на чувствах.

·         Роль эмпатического понимания и конструктивной психологической поддержки в создании эмоционально безопасных условий для самопознания и самовосприятия клиента.

·         Навыки активного слушания и искусство задавать терапевтические вопросы.

·         Развернутая модель «я-высказывания».

·         Позитивное мировоззрение и основы краткосрочной позитивной психотерапии.

·         Сферы применения клиент-центрированного подхода.



Тематическое содержание


·        Карл Роджерс – основатель клиент-центрированной терапии. Краткий исторический экскурс. Основные положения теории Роджерса.

·        Периоды развития клиент-центрированной терапии. Периодизация Харта.

·        Основные направления в современной клиент-центрированной терапии.

·        Экспрессивная человекоцентрированная психотерапия, разработанная дочерью К. Роджерса Натали.

·        Психотерапевтическое кредо Натали Роджерс:


Я сознаю, что внутреннее путешествие может быть пугающим, веселым, утомительным предприятием.

Я буду рядом с вами, но не буду назойливой.

Я верю, что вы знаете как позаботиться о себе. Я не буду нести ответственность за вас или же отбирать у вас вашу силу.

Я не буду также покидать вас.

Я буду уважать вас и ваши решения, которые вы принимаете для себя. Я верю в ваши способности.

Я буду поддержавать и ободрять вас в вашем внутреннем путешествии.

Я могу иногда быть вызовом для вас и вашей системы убеждений, но я всегда буду уважать вас и вашу правду.

Я буду поощрять вас опробовать что-то новое, рисковать в неизвестном вашего внутреннего мира, но я никогда не буду подталкивать вас.

Я буду предлагать вам средства экспрессивных искусств, чтобы помочь вам открыть вашу природную креативность и обнаружить вашу внутренную сущность. Вы свободны не пользоваться этими средствами.

Иногда я буду высказывать свое мнение и давать вам обратную связь, но я всегда буду проверять, насколько она значима для вас.

Я буду делать все, чтобы чтить мои собственные и ваши границы.

Я буду делиться с вами моими ценностями и убеждениями, так что вы будете знать почему я говорю или делаю то, что я говорю и делаю.

Я всегда открыта тому, чтобы учиться у вас.

Я совершаю ошибки, делаю то, что мне не нравится, и иногда я ввожу в заблуждение. В таких случаях я признаюсь в этом. Я могу сказать:"Я виновата” (N.Rogers, 1993, p.103-104)


·         Ключевые понятия: «поле опыта», «самость», «Я»–концепция, «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

·        Преимущества недирективного подхода в конструктивном изменении поведения.

·        Опора на способность клиента к эффективному самовосприятию и самоактуализации.

·        Условия психотерапевтического процесса:
1) два индивида состоят в контакте;
2) клиент находится в состоянии неконгруэнтности, являясь ранимым или тревожным;
3) психотерапевт является конгруэнтным в отношениях;
4) психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту;
5) психотерапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента;
6) клиент переживает, хотя бы в минимальной степени, условия 4-е и 5-е, т. е. безусловную положительную оценку и эмпатическое понимание его психотерапевтом.

·        Терапия, центрированная на чувствах: идентификация чувств и эмоциональных состояний, составление «словаря чувств», телесное проявление чувств и эмоций. Чувство – сигнал о фрустрированной потребности. Осознавание потребностей. Воссоединение с чувствами.

·        Понятие о безусловном принятии, конгруэнтности,  эмпатии и психологическом климате. Эмпатическое понимание и психологическая поддержка. Присоединение, осознавание, чувствование.

·        Эффективные коммуникативные стратегии. Развернутая форма «я-высказывания». Технология терапевтического интервью.

·        Позитивное мировоззрение и ассертивное поведение. Отношение к проблеме как к ресурсу. Фокусировка на принятии решения.

·        Основы краткосрочной позитивной терапии.

·        Оценка эффективности клиент-центрированного подхода и сферы применения.

·        Итоговое занятие: защита творческих работ и рефератов, супервизия.


Литература:

1.      Аллен Е. Айви, Мэри Брэдфорд Айви, Линн Саймек-Даунинг «Консультирование и психотерапия. Сочетание методов , теории и практики.2 тома

2.      Ахола Т. Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия, фокусированная на решении) Пер. Лариной Л.Б. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000

3.      Ахола Т. Фурман Б. Психологическое консультирование. Беседа, направленная на решение. СПб.: «Речь», 2001

4.      Минделл Э. Психотерапия, как духовная практика. М.: Независимая фирма «Класс», 1997

5.      Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Перс с англ. М, 2004

6. Некрылова Н. Основные направления современной клиент-центрированной психотерапии.  Статья опубликована в Журнале практического психолога, 2012 г., №1 (С.81-102)

7.      Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.

8.      Перлз Ф. Эго, голод, агрессия. Пер. с англ. М.: Смысл, 2002

9.      Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001

10. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 200

11.  Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994

12.  Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

13.  Роджерс К. Р. Искусство консультирования и терапии // Пер. с английского О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г.Пимочкиной, М.Злотник. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002 – 976с

14.  Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. /Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс , 2000. – 464 с.

15.  Рудестам К. Групповая психотерапия М.: Прогресс, 1990

16.  Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998

17.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

18.  Цветков Э.А. Досье на человека/Эрнст Цветков. – М.: Астрель: АСТ 2007

19.  Энрайт Дж. Позиция слушателя-терапевта// Вестник РАТЭПП N 1-2, 1993

20.  Энрайт. Д. Гештальт, ведущий к просветлению. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002