Расписание
Мероприятие
- Название:
- Курс повышения квалификации "Гештальт-терапия"
- TPEHEP
- Ирина Сергеевна Багаева
- Когда:
- 05.10.2024 - 23.02.2025 10.00 - 17.15
- Где:
- Новосибирск - Новосибирск
- Категория:
- Дополнительное профессиональное образование
Описание
Курс повышения квалификации "Гештальт-терапия" 5 октября 2024 — 23 февраля 2025, Новосибирск 140 академических часов Преподаватель курса — Ирина Сергеевна Багаева Лицензия №9965 Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. |
Цели и задачи курса
Основная цель: формирование практических навыков гештальт-подхода, необходимых для работы психотерапевта или психолога-консультанта.
Задачи:
- познакомить с историческими корнями гештальт-терапии;
- рассмотреть этапы развития гештальт-терапии;
- изучить основные понятия и базовые принципы гештальт-подхода через практику;
- рассмотреть особенности разных мировых школ гештальта;
- разобрать основные стратегии работы гештальт-терапевта.
Краткое содержание курса
Данный курс построен с опорой на фундаментальные теории, которые лежат в основе гештальт-подхода (теория поля, теория контакта, холистический подход, диалог и т.д.). Предполагает знакомство с основными понятиями и принципами гештальт-терапии.
Возможности гештальт-подхода
Гештальт-терапия и гештальт-подход помогают людям осознать механизмы, которые толкают их на повторение привычных паттернов поведения. Они дают возможность обрести внутренний локус контроля и развить способность принимать ответственность за свои мысли, переживания, слова и дела, за собственный стиль жизни. Клиент может исследовать новые пути разрешения проблем, увеличить количество собственных выборов в трудных и критических ситуациях.
Гештальт-терапия имеет широкое применение:
- клиническая психотерапия;
- семейная терапия;
- терапия пар;
- тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации;
- консультирование организаций;
- коучинг и т.д.
Возможности курса для студентов
Программа предполагает практическое знакомство с основными понятиями гештальт-терапии через личный опыт работы в гештальте. Это даёт возможность понять, как работает метод, и оценить на себе его эффективность.
Из разнообразия направлений и техник гештальта программа позволяет студентам самим выбрать то, что им подходит, и использовать для формирования индивидуального стиля психолога.
Занятия проходят в форме тренинга с использованием индивидуальных упражнений, работы в парах, в группе, работы со случаями, теоретических фрагментов, а также разбора терапевтических сессий.
Успешно пройдя курс, студент будет:
- знать базовые принципы гештальт-подхода и основные стратегии работы гештальт-терапевта;
- уметь опираться в работе на основы гештальт-подхода и использовать методы гештальт-терапии в практике психологического консультирования;
- понимать целесообразность применения различных техник в зависимости от конкретной терапевтической задачи, различать тактики в ситуациях длительной терапии, краткосрочного консультирования, а также коучинга.
Содержание курса:
Тема 1. Рождение и развитие гештальт-терапии
- История возникновения и развития гештальт-терапии (Ф.С. Перлз, Л. Перлз, Д. Энрайт, П. Гудман, И. Фром и др.). Гештальт и психоанализ.
- Развитие гештальт-терапии от индивидуалистической модели Ф. Перлза до полевой модели Ж.-М. Робина.
- Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле, организм-среда, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, творческое приспособление).
- Технические приёмы (амплификация, "Монодрама", Гештальтистская драматизация, "Awareness", прямое обращение).
Тема 2. Феноменология в гештальт-терапии
- Эдмунд Гуссерль — основоположник феноменологии.
- Понятие "феномен". Рассказ о себе в терапевтической сессии.
- Чувствительность к феноменологии Клиента.
Тема 3. Диалог в гештальт-терапии
- Философская традиция Мартина Бубера.
- Качественные характеристики диалогических отношений (присутствие, включённость, подлинное и откровенное общение, признание — подтверждение).
- Терапевтические отношения (Я — Ты, Я — Оно).
- Принцип: Настоящее ради будущего (Маргерита Спаниоло Лобб).
Тема 4. Теория поля в гештальт-терапии
- Основные взгляды на теорию поля в психологии.
- Теория поля в практике гештальт-терапии: поле "организм" — "среда", феноменальное и феноменологическое поле.
- Принципы теории поля (М. Парлетт).
- Динамика фигура — фон в полевой перспективе.
Тема 5. Теория и функции Self в гештальт-терапии
- Self — структура или процесс.
- Self в социальном поле: отношения и контакт.
- Функции Self (Id, Personality, Ego).
- Теория развития Self. Нарушение функционирования Self.
Тема 6. Цикл контакта
- Понятие цикла контакта и цикла удовлетворения потребности. Осознавание и саморегуляция.
- Четыре фазы цикла контакта Ж.-М. Робина: преконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт. Естественность и фиксация.
- Контактная граница и творческое приспособление.
- Применение цикла контакта к анализу терапевтической сессии.
Тема 7. Основные механизмы прерывания контакта и работа с ними методами гештальт-терапии
- Модальности контакта. Концепция развития.
- Механизмы нарушения цикла развития потребности или цикла контакта как основная причина психологических проблем у клиентов.
- Конфлюэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия. Понятие. Тип клиента. Способы предъявления.
- Использование упражнений, направленных на понимание основных механизмов прерывания контакта.
Тема 8. Гештальт-терапия. От метода к техникам
- Основные стратегии работы гештальт-терапевта:
- индивидуалистический подход в гештальт-терапии, работа с внутренней феноменологией клиента;
- диалогический подход в гештальт-терапии, терапевтические отношения, перенос и контрперенос;
- гештальт-терапия в полевой перспективе.
- Взгляды на изменение в гештальт-терапии — парадоксальная теория изменений А. Бейссера. Работа с полярностями.
- Эксперимент как базовый инструмент гештальт-терапевта.
- Основные типы терапевтических интервенций.
- Структура сессии.
Список литературы
1. Булюбаш И. Руководство по гештальт-терапии. М., Изд-во Института психотерапии, 2004.
2. Гештальт-терапия. Теория и практика. М.:Издательство «Эксмо», 2002.
3. Гингер С., Гингер А., Гештальт-терапия контакта. Спб.: Специальная литература, 1999
4. Лебедева Н. М., Лебедева А. А. Организационное консультирование. Гештальт-подход. – СПб.: Речь, 2009.
5. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. С.-Пб: Речь, 2005.- 560 с.
6. Майер Э. Ф. Перлз и гештальт-терапия. В кн.: Хрестоматия по гуманистической психотерапии. Стр. 201-245. М., 1995.
7. Наранхо К. Гештальт-терапия. М., 1995.
8. Наранхо К. Техники гештальт-терапии. СПб., 1995.
9. Невис Э. Организационное консультирование. Спб.: 2002.-224с.
10. Перлз Ф., Гудмен. П., Хефферлин. Р. Практикум по гештальт-терапии. – М. : психотерапия, 2007.
11. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. Издательство «Смысл», Москва, 2000.-358 стр.
12. Перлз Ф. Гудмен П. Теория гештальт-терапии – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001
13. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии – М.: Институт Общегуманитарных исследований. 2002
14. Перлз Ф. Гештальт-семинары. М.,1998.
15. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб. 1995.
16. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М., 1996.
17. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1993.
18. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. М., 1997.
19. Польстер И. Обитаемый человек. М., 1999.
20. Рейнуотер Д. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1997.
21. Романенко О. Практическая гештальт-терапия. М., 1995.
22. К.Рудестам. Гештальт-группы. В кн.: Групповая психотерапия. М.,1990.
23. Робин Ж.М. Гештальт-терапия. М., 1996
24. Робин Ж.М. Быть в присутствии другого. Этюды по психотерапии. М., 2008.
25. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.
Запись в учебную группу производится по факту внесения оплаты за первый учебный месяц.
Доп. информация — по телефонам:
(383) 214 28 84 (с 10.00 до 20.00 ежедневно, только звонки)
+7 913 983 0875
Место
- Место:
- Новосибирск
- Место:
- Новосибирск
- Регион:
- Новосибирская область