gototopgototop

Курс повышения квалификации "Клиент-центрированная психотерапия"

Курс повышения квалификации "Клиент-центрированная психотерапия"

140 академических часов (4 учебных месяца)

 

Пояснительная записка

Центральная гипотеза этого подхода кратко может быть сформулирована так: человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен лишь при соблюдении трех условий, которые способствуют созданию определенного психологического климата.

Неважно, идет ли речь об отношении между терапевтом и клиентом, родителем и ребенком, лидером и группой, учителем и учащимся, руководителем и подчиненным. Эти условия можно создать в любой ситуации, целью которой является развитие человека.

Первое условие — это подлинность, искренность, или конгруэнтность. Чем в большей степени терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем в меньшей степени он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и конструктивно «продвинется». Подлинность означает, что терапевт открыто проживает чувства и установки, которые имеют место в данный момент.

Второе по важности условие — принятие, забота или признание — безусловное позитивное отношение. Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту независимо от того, кем этот клиент является в данный момент, изменение клиента в процессе психотерапии более вероятно.

Третье фасилитирующее условие — наличие эмпатического понимания. Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и передает это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — один из самых мощных инструментов, по мнению К. Р. Роджерса, создателя клиент-центрированной терапии, обеспечивающих изменение.

Таким образом, основной задачей курса по клиент-центрированной терапии становится обучение студентов метанавыкам, которые будут способствовать созданию терапевтических взаимоотношений, а также обеспечение студентов соответствующим методическим инструментарием.

Цели и задачи курса

· Освоение методологии клиент-центрированной парадигмы в психологическом консультировании и психотерапии.

· Формирование представления о базовых терапевтических условиях взаимодействия в системе «клиент-терапевт».

· Выработка конструктивных личностных установок терапевта, развитие исследовательского подхода.

· Развитие индивидуального творческого потенциала в процессе превращения системы знаний, умений и навыков в эффективный профессиональный инструментарий.

Программа состоит из теоретических и практических занятий, интерактивной и самостоятельной работы, супервизии.

Формы и виды учебных занятий

  1. Теоретические занятия: лекции, беседы, дискуссии.
  2. Практические занятия: выполнение упражнений, моделирование и анализ ролевых ситуаций.
  3. Формы и приемы: индивидуальная и групповая работа, самостоятельная исследовательская и аналитическая работа, рефлексия, мозговой штурм, супервизия.

Система самостоятельной работы

На время прохождения курса слушателям курса предлагается:

· ведение дневниковых записей с целью самопознания, идентификации собственных проблем и переживаний, закрепления навыков позитивного мышления и поиска внутренних и внешних ресурсов

  • работа со специальной литературой
  • выполнение тематических исследовательских и практических заданий

Результаты курса

· Формирование и повышение компетенции в сфере клиент-центрированного подхода в консультировании и психотерапии.

· Формирование навыков, повышающих эффективность консультативной и терапевтической деятельности (способность идентифицировать чувства и эмоциональные состояния, высокий уровень эмпатического понимания, конструктивная психологическая поддержка и другие).

  • Укрепление позитивного мировоззрения и ориентации на принятие решения.

· Овладение эффективными коммуникативными моделями и совершенствование технологии терапевтического интервью.

· Формирование творческого подхода в выборе индивидуальных стратегий консультанта и психотерапевта.

Способы проверки результатов обучения

Проверка результатов обучения осуществляется в процессе интерактивного взаимодействия в группе, в работе с литературой, при выполнении творческих заданий и в показательных учебных консультациях.

По окончании курса слушатели проводят открытую консультацию и проходят супервизию.

Основные темы курса

· Введение в предмет. История становления клиент-центрированного подхода в психологическом консультировании.

· Основные понятия клиент-центрированного подхода: «поле опыта», «самость», «Я»–концепция, «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

  • Терапевтические условия.
  • Терапия, центрированная на чувствах.

· Роль эмпатического понимания и конструктивной психологической поддержки в создании эмоционально безопасных условий для самопознания и самовосприятия клиента.

  • Навыки активного слушания и искусство задавать терапевтические вопросы.
  • Развернутая модель «я-высказывания».
  • Позитивное мировоззрение и основы краткосрочной позитивной психотерапии.
  • Сферы применения клиент-центрированного подхода.

Тематическое содержание

· Карл Роджерс – основатель клиент-центрированной терапии. Краткий исторический экскурс. Основные положения теории Роджерса.

  • Периоды развития клиент-центрированной терапии. Периодизация Харта.
  • Основные направления в современной клиент-центрированной терапии.

· Ключевые понятия: «поле опыта», «самость», «Я»–концепция, «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

  • Преимущества недирективного подхода в конструктивном изменении поведения.
  • Опора на способность клиента к эффективному самовосприятию и самоактуализации.
  • Условия психотерапевтического процесса:
    1) два индивида состоят в контакте;
    2) клиент находится в состоянии неконгруэнтности, являясь ранимым или тревожным;
    3) психотерапевт является конгруэнтным в отношениях;
    4) психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту;
    5) психотерапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента;
    6) клиент переживает, хотя бы в минимальной степени, условия 4-е и 5-е, т. е. безусловную положительную оценку и эмпатическое понимание его психотерапевтом.

· Терапия, центрированная на чувствах: идентификация чувств и эмоциональных состояний, составление «словаря чувств», телесное проявление чувств и эмоций. Чувство – сигнал о фрустрированной потребности. Осознавание потребностей. Воссоединение с чувствами.

· Понятие о безусловном принятии, конгруэнтности, эмпатии и психологическом климате. Эмпатическое понимание и психологическая поддержка. Присоединение, осознавание, чувствование.

· Эффективные коммуникативные стратегии. Развернутая форма «я-высказывания». Технология терапевтического интервью.

· Позитивное мировоззрение и ассертивное поведение. Отношение к проблеме как к ресурсу. Фокусировка на принятии решения.

  • Основы краткосрочной позитивной терапии.
  • Оценка эффективности клиент-центрированного подхода и сферы применения.
  • Итоговое занятие: открытая консультация, супервизия.

 

Литература:

1. Аллен Е. Айви, Мэри Брэдфорд Айви, Линн Саймек-Даунинг «Консультирование и психотерапия. Сочетание методов , теории и практики.2 тома

2. Ахола Т. Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия, фокусированная на решении) Пер. Лариной Л.Б. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000

3. Ахола Т. Фурман Б. Психологическое консультирование. Беседа, направленная на решение. СПб.: «Речь», 2001

4. Минделл Э. Психотерапия, как духовная практика. М.: Независимая фирма «Класс», 1997

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Перс с англ. М, 2004

6. Некрылова Н. Основные направления современной клиент-центрированной психотерапии. Статья опубликована в Журнале практического психолога, 2012 г., №1 (С.81-102)

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.

8. Перлз Ф. Эго, голод, агрессия. Пер. с англ. М.: Смысл, 2002

9. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001

10. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 200

11. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994

12. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

13. Роджерс К. Р. Искусство консультирования и терапии // Пер. с английского О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г.Пимочкиной, М.Злотник. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002 – 976с

14. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. /Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс , 2000. – 464 с.

15. Рудестам К. Групповая психотерапия М.: Прогресс, 1990

16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998

17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

18. Цветков Э.А. Досье на человека/Эрнст Цветков. – М.: Астрель: АСТ 2007

19. Энрайт Дж. Позиция слушателя-терапевта// Вестник РАТЭПП N 1-2, 1993

20. Энрайт. Д. Гештальт, ведущий к просветлению. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002