gototopgototop


                 


Образовательная программа ''Системная семейная психотерапия''

Образовательная программа ''Системная семейная психотерапия''

105 академических часов (3 учебных месяца)

Лицензия №9965 Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

 

 

Краткая аннотация курса

Системная семейная психотерапия — одно из наиболее перспективных и целесообразных направлений психотерапии. Быстрота наступления терапевтического эффекта и стойкость результата — причины широкого показания к назначению этого метода семьям, нуждающимся в помощи. Это другой, отличный от индивидуальной психотерапии, способ видения и решения проблем.

Психотерапевты давно отмечали, что семейная ситуация всегда влияет на индивида определённым образом и, даже излечившись от какого-либо симптома, человек, возвращаясь в семейные взаимоотношения, часто восстанавливает его снова. В системном подходе психологические трудности клиента рассматриваются в контексте проблемных семейных связей, а не только как его сугубо личностные проблемы. Такой расширенный, системный взгляд на проблему даёт дополнительные возможности для диагностики и новые методы для её решения.

В качестве объекта психотерапевтической помощи в системной семейной психотерапии выступает вся семья целиком. И целью психотерапии является создание конструктивных условий для формирования такой организации семьи, которая обеспечивает развитие потенциальных возможностей для каждого её члена. В этой связи одной из первоочередных задач данного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с семьями. Развить способности понимать специфику каждой школы ССП, создать арсенал практических методик и техник работы с семьёй — также важные задачи курса.

За время обучения участники образовательной программы получают возможность получить и закрепить практические навыки в работе с семьями, исследовать свою семейную историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей семье. Собственная семейная история становится мощным психотерапевтическим ресурсом в работе семейного и супружеского психотерапевта (консультанта).

Структура программы: программа состоит из 8 двухдневных учебных модулей.

Обучающие методики:

  • теория и практика групповой работы,
  • работа с парами и семьями,
  • индивидуальная психотерапия в системном подходе,
  • ролевые игры,
  • заочная супервизия,
  • отработка навыков в упражнениях и изучение литературы.

Обучение строится на проведении ролевых игр по психотерапевтической работе с симулированной семьёй (семья, психотерапевт, ко-терапевт, супервизор), психологические тренинги на отработку методик и техник системной семейной психотерапии, а также на использовании техник семейной психотерапии для переосмысления собственной семейной истории и актуальной семейной ситуации.

Формы работы

  • Работа на обучающих семинарах:
    • Лекции;
    • Демонстрации реальных случаев;
    • Упражнения;
    • Ролевые игры;
    • Супервизия случаев;
    • Индивидуальная и групповая психотерапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.
  • Самостоятельная работа:
    • Изучение специальной литературы;
    • Практическая работа с реальной семьёй, заполнение "Регистрационной карты семьи";
    • Отработка полученных навыков при выполнении домашних заданий и упражнений.

Содержание учебных модулей

История возникновения семейной психотерапии. Понятие семейной системы. Понятие установки. Понятие "чёрного ящика". Понятие петель обратной связи. Положительная и отрицательная обратная связь. Гомеостазис. Установка в культуре и взаимодействии. Система коммуникаций. Основные постулаты теории коммуникаций. Характеристики и параметры семейной системы: иерархия, границы, сплочённость, гибкость, правила, роли, стили общения. Социализация, роль семьи в социализации детей.

Структурные аспекты семейной системы: подсистемы родителей, пары, сиблингов. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, межпоколенческие связи, перевёрнутая иерархия и т.д. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы. Обзор основных школ и направлений ССП: миланская, стратегическая, структурная школы. Техники миланской школы семейной психотерапии. Техника циркулярного интервью. Техника позитивной коннотации. Техники стратегической школы семейной психотерапии (Д. Хейли, К. Маданес). Структурный подход Сальвадора Минухина. Теория семейных систем Муррея Боуэна (трансгенерационная семейная психотерапия) и изучение семейной истории. Семейная констелляция по Берту Хеллингеру. Постмодернистские подходы в семейной психотерапии (краткосрочная психотерапия, сфокусированная на решении, нарративная психотерапия). Символический подход, основанный на личностном опыте, К. Витакера.

Организация первой встречи с семьёй. Ко-терапия в системной семейной психотерапии. Методические принципы психотерапевтической работы (позиция психотерапевта): нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Психотерапевтические задачи первого контакта. Формирование психотерапевтических отношений. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж. Хейли. Техники опрашивания семьи и установления контакта со всей семьёй, наблюдение семейных интеракций. Разработка системных гипотез о семье и планирование психотерапии. Мотивирование членов семьи на участие в психотерапии. Вовлечение в психотерапию отсутствующих членов семьи. Длительность психотерапевтической сессии с семьёй, структура сессии, частота и количество встреч, заключение психотерапевтического контракта с семьёй.

Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла. Функциональная (здоровая) семья. Типология дисфункциональных семей: ригидный, разобщённый, хаотичный, запутанный типы. Причины конфликтов в семье. Системная диагностика семейных проблем и разработка психотерапевтической программы. Развитие системных гипотез. Скрытый и явный запрос. Развитие психотерапевтической стратегии. Избранные техники: домашнее задание, скульптура, рефлексирующая команда, циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов.

Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. Теория систем М. Боуэна. Личность семейного психотерапевта как клинический инструмент. "Семейная реконструкция": цели и области применения, техника и правила. Метод системных констелляций Б. Хеллингера. Основные принципы построения систем по Б. Хеллингеру. Избранные техники: генограмма (цели и области применения, правила, основные символы и их использование, интервью с целью сбора информации, типы вопросов). "Реконструкция семейной истории" на материале, предоставленном слушателями курса. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, "Семейная поваренная книга").

Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с системной точки зрения. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, часть циклической модели взаимодействий и способ стабилизации семейной системы. Здоровые части и ресурсы в семье как противоположность патологическому существованию.

Коммуникативный аспект в семейной системе. Наблюдение и анализ внутрисемейной системы коммуникаций в шести ракурсах: отношения, интеракции, когнитивный план, невербальный план, аффект и бессознательное. Методы обнаружения и обращения с первоначальным сопротивлением семьи. Избранные техники средней и заключительной фаз семейной психотерапии: позитивная коннотация, парадоксальное предписание, метафора, ритуалы, символическая интервенция, системно-структурная интервенция, экстернализация проблемы (симптома), метафорический пациент, нормализация. Организационные, методические и этические вопросы системной семейной психотерапии.

Частные вопросы семейной психотерапии (консультирования): особенности работы с неполными семьями, семьями с алкогольной зависимостью, семьями с приёмными детьми, молодыми и другими типами семей. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.

Защита итоговых работ: протокол работы с семьёй, "Регистрационная карта семьи". Демонстрация одной психотерапевтической техники работы с семьёй с анализом её применения.