gototopgototop

Образовательная программа "Транзактный анализ"

Образовательная программа "Транзактный анализ"

 

140 академических часов

 

1. Цели и задачи курса.

Помочь студентам разобраться в основных понятиях транзактного анализа и перспективах его профессионального использования. Продемонстрировать студентам коммуникативные и терапевтические возможности транзактного анализа (ТА). Рассмотреть развитие ТА и зоны применения в современной консультативной практике.

 

2. Виды занятий и методики обучения.

  • Теоретические занятия: лекции, семинар, дискуссия.
  • Практические занятия. Формы практических занятий: выполнение упражнений, анализ ролевых ситуаций.
  • Методические модели процесса обучения:
    Лекция, учебная дискуссия, самостоятельный поиск, групповая работа, мозговой штурм, выполнение практических упражнений, рефлексия, супервизия.

 

3. Тематический план.

Основные темы:

  • Философия ТА.
  • Теория личности в ТА. Модель эго–состояний. Отличия структурных и функциональных моделей.
  • Анализ взаимодействий. Транзакции, поглаживания, структурирование времени.
  • Психологические игры
  • Сценарная теория ТА.
  • Автономия.

 

4. Содержание курса

Философия ТА.

ТА - это система представлений, описывающая человека. Как он устроен психически. Как он уживается с другими людьми. Что ему нужно с момента рождения и до самой смерти...

Когда понимаешь как "ВСЁ устроено" жизнь становится более понятной и иногда более радостной. Становится понятней, почему не получается задуманное, и у себя, и у клиентов. Наградой за это приходит ощущение уверенности.

ТА базируется на двух основных принципах: контрактный метод, открытая коммуникация.

 

Теория личности в ТА. Модель эго-состояний. Отличия структурных и функциональных моделей.Модель описывает три различных эго-состояния. Как применяется модель эго-состояний для понимания различных аспектов личности.

 

Анализ взаимодействий. Транзакции, поглаживания, структурирование времени.Использование моделей эго-состояний для анализа последовательных трансакций называется собственно трансакционным анализом. В языке ТА любой акт признания называется поглаживанием. Люди нуждаются в поглаживаниях для поддержания своего физического и психологического здоровья. Когда люди обмениваются трансакциями в группах и парках, они проводят свое время по-разному, что можно классифицировать и проанализировать. Это - анализ структурирования времени.

 

Сценарная теория ТА.Наряду с моделью эго-состояний концепция сценария жизни является краеугольным камнем ТА. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они могут прийти к разрешению этих проблем.

 

Автономия.Для реализации нашего полного потенциала как взрослых людей, нам необходимо модернизировать стратегии поведения в жизни, которые мы приняли, будучи детьми. Когда мы обнаруживаем, что эти стратегии более не работают на нас, нам необходимо заменить их на новые, которые будут работать на нас. В терминах ТА нам необходимо выйти из сценария и достигнуть автономии.

Техника ТА предназначена помочь людям достигнуть автономии, основными чертами которой является осознание, спонтанность и доверие собственной интуиции. При этом автономия предполагает также умение решать возникающие проблемы, используя все ресурсы взрослой личности.

 

Практическая часть курса включает в себя освоение применения терапевтических влияний на разных уровнях.

 

Результаты курса для профессионалов (психологов, врачей, педагогов)

  • Навыки диагностики эго-состояний по внешним признакам.
  • Навыки диагностики форм структурирования времени, игр, жизненных сценариев клиента.
  • Освоение техник коррекции жизненного сценария.
  • Освоение техники негативной обратной связи.

 

Результаты курса для непрофессионалов (обучающихся с целью саморазвития)

  • Навыки анализа своих состояний и умение их трансформировать.
  • Освоение умения «мягкого» и «жесткого» управления конфликтом.
  • Умение видеть сценарий, сценарные послания и корректировать их и сценарий в целом.
  • Качество семейной жизни улучшается за счёт способности слышать желания другого и договариваться. Для родителей это эффективный способ преодоления кризисов взросления их детей.

 

Полученные навыки проверяются и закрепляются в ситуациях групповой работы и индивидуального консультирования.

 

5. Литература.

  1. Берн Э. «Трансакционный анализ и психотерапия» перевод с анг., Санкт-Петербург, «Братство» 1992г.
  2. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» перевод с англ., Москва, «Центр общечеловеческих ценностей» 1997г.
  3. Берн Э. «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных» перевод с англ., Симферополь, «Реноме» 1998г.
  4. Берн Э. «Секс в человеческой любви» перевод с англ., Москва, «АСТ – ЛТД Институт общегуманитарных исследований» 1998г.
  5. «Введение в транзактный анализ», Санкт-Петербург 1995г.
  6. Джеймс М., Джонгвард Д. «Рожденные выигрывать» перевод с англ., Москва, «Прогресс» 1993г.
  7. Кляйневизе Э. «Транзактный анализ для детей. Визуальная репрезентативная модель эго-состояний», самиздат.
  8. Рудестам К. «Групповая психотерапия» перевод с англ., Москва, «Прогресс» 1993г.
  9. Стюарт Я., Джойнс В. «Современный транзактный анализ», Санкт-Петербург, Социально-психологический центр 1996г.
  10. Харрис Т. А. «Я – благополучен, Ты – благополучен» перевод с англ., Фонд ментального здоровья, Красноярск 1993г.
  11. Фрейд З. «Введение в психоанализ. Лекции» перевод с англ., Москва, «Наука» 1991.
  12. Гулдинг Р., Гулдинг. “Психотерапия нового решения. Теория и практика ” перевод с англ. М. “Класс” 1997.