gototopgototop

История о том, как психотерапевт Пол чуть не переспал с пациенткой Лорой или Почему надо ходить на супервизии?

Александр Николаевич Гришанов, психоаналитик, тренинговый аналитик и супервизор Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии.

Я надеюсьВы видели американский сериал «Лечение» о работе психотерапевта Пола Вестона! Если нет, то рекомендую!

Просматривая этот сериал, надо учитывать один момент, который не позволит впасть в иллюзию, что все происходящее в нем -  типичная картина терапевтической практики. «Лечение» - это «винегрет» из двух противоречивых желаний его создателейПервое желание –  не отрываться далеко от реальности в изображении работы психотерапевта (все–таки это не комедия типа «Кушетка в Нью-Йорке»). Второе желание – «сделать красиво» и  интересно для зрителей. Поэтому временами то, что там творитсякруче многих мексиканских сериалов и, наблюдая это, единственное, что  остаетсязаливаться жизнерадостным смехом!

Однако с другой стороны,  я  бы этот сериал использовал как учебное пособие для начинающих психологов по работе с пациентами. Это нужно смотреть и разбирать… эпизод за эпизодом, серию за серией, поскольку там есть многое, чему можно поучиться и приблизиться к пониманию,  что надо делать и что не надо в своей практической деятельности!

Итак, что же случилось с психотерапевтом В. в его работе с пациенткой Л.? Пациентка Л., которая ходит к терапевту уже год, признается в любви терапевту В.  Она уверена, что чувство это взаимное и только личные проблемы терапевта В. не дают ему возможность признаться в ответных чувствах и отдаться взаимной страсти. Психотерапевт В. даже опешил от этого признания, поскольку он не замечал эротического переноса в течение года работы (!) (Здесь чистой воды Голливуд, но надо же закрутить сюжет!). Дальнейшая реакция терапевта В.  была вполне профессиональнойЛора, я только ваш терапевт…» и т.д.), а в конце рабочей недели он идет к своему супервизизорукоторого не посещал в течении 10 лет (!!).

Примем всю эту американскую «реальность» за правду и используем эту историю для того, чтобы объяснить для чего психологу надо ходить на супервизии.

Если вы прочитали все предыдущее, то я буду надеяться, что вам хватит терпения прочитать и содержательную сторону этой заметки, ради которой упомянут сериал «Лечение» и придуман такой заголовок. Хотя… ничего не происходит случайно! Видимо, чем-то вас это тема зацепила и тогда… нам будет о чем поговорить в новом сезоне работы супервизионной группы Института Консультирования!

 

Психологическая практика подбрасывает много соблазнов для терапевта любого пола. В замкнутом пространстве терапевтического кабинета порой обсуждаются очень интимные темы пациента, которые могут резонировать с личными проблемами терапевтаСвоей профессиональной способностью к пониманию и сопереживанию терапевт дает пациенту новый опыт общения, который был ранее для него недоступен. И если психолог постоянно не отслеживает и не обсуждает то, что происходит между ним и пациентом, пациент может сформировать у себя убеждение, что его психолог – это единственный человек в мире, который ему близок. Иногда пациент на практике старается реализовать эту близость. К сожалению, не все психологи выдерживают этот соблазн. К сожалению это так. И за мою практику мне несколько раз приходилось работать с пациентами, которые говорили о сексуальных отношениях со своими предыдущими психотерапевтами.

Соглашусь, что не всегда это правда, поскольку порой пациент смешивает свои фантазии и реальность. Но если пациент ушел к другому терапевту, а такие фантазии остались, то можно предположить, что с нимипереносами на терапевта) не работали и терапия не дала положительного результата.

В  практической психологии существует два условия успешной профессиональной деятельности психологаПричем эти условия не зависят от тогокакого направления практической психологии придерживается в своей работе психологпсихоаналитического, клиентцентрированного, телесноориентированного и т.д. Эти условия пришли к нам из классического психоанализа и подтверждены столетием его клинической практики.

Первое условие - постоянное или регулярное пребывание психолога в  собственной терапии или как  говорят психоаналитики - «в анализе». Это дает возможность поддерживать себя в состоянии «психического здоровья» и обеспечивает способность полноценно использовать свою психику как надежный инструмент в работе с клиентом.

Второе условие –  регулярное прохождение индивидуальных или групповых супервизий своей профессиональной деятельности с опытными специалистами. Для чего необходимо выполнение второго условия? Вот несколько важных причин.

1. Супервизирование своей работы необходимо для профессионального роста психолога. Общение с разными супервизорами позволяет посмотреть на свою работу с разных точек зрения и увидеть те просчеты, которые могут просто не замечаться, поскольку кажутся обычными моментами в терапии.

2.  Проясняя с супервизором свои контрпереносные реакции, психолог препятствует своему эмоциональному выгоранию, т.е. уделяет внимание своей психогигиене, поддерживает свою психику в «рабочем» состоянии.

3. Я могу констатировать, что мало кто из практикующих психологов регулярно занимается своей терапиейговорю только о нашем городе). В результате своей «непроработанности» психолог создает ситуации отыгрывания своих личных проблем в работе с пациентом, неосознанно использует пациента для их решения. Поэтому супервизия помогает психологу как в зеркале увидеть свое «белое пятно» и для начала задуматься - «Что же я делаю с пациентом в кабинете?», а дальше идти к своему терапевту.

4. Проводя супервизии своей практики, психолог защищает своего клиента от предоставления ему  некачественных психотерапевтических услуг. Тем самым, мне кажется, это еще одно свидетельство вашего профессионализма или стремление к нему.

5. И, наконец, для тех, кто еще только начинает свою практическую деятельность, будет полезным присутствие на групповых супервизиях и  участие в разборе практики других психологов. В этом случае есть возможность познакомиться с реальными трудностями (типичными и необычными), которые встречаются в практике, и, идентифицировав себя с другим, ощутить и осознать свои реакции в подобных ситуациях.

6. И т.д. и т.д….

В заключении, хочется поздравить всех заинтересованных лиц с началом нового сезона (1 сентября) работы супервизионной группы Института Консультирования., а также, воспользовавшись  мудростью товарища О.Бендера, выдвинуть несколько первосентябрьских лозунгов:

«Супервизия, товарищи, не роскошь, а средство для повышения профессионализма!»

«Практика под контролем супервизии идет на смену «дикой» практике психотерапии

«Ударим супервизией по непрофессионализму и разгильдяйству!»