gototopgototop

Транзактный анализ
Содержание курса

Цели и задачи курса: получение теоретических знаний и освоение практических навыков по транзактному анализу.

Транзактный анализ - это рациональный подход к пониманию поведения, он основан на предположении, что каждый может научиться понимать себя, доверять себе, думать за себя, самостоятельно принимать решения и выражать чувства.

Принципы транзактного анализа можно применять на работе дома, в школе - в любом месте, где люди контактируют друг с другом.

Транзактный анализ сегодня - одна из наиболее популярных современных разновидностей психоанализа, творческого развития психоанализа в сочетании с гуманистической концепцией. Его идеология впервые описывается в литературе в 1957 году, причем исходно метод предназначается исключительно для групповой психотерапии. С тех пор стремительно развиваясь, транзактный анализ превратился в мощную научную отрасль, сочетающую в себе ставшую уже классической теорию личности и коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития и теорию психопатологии.

В практическом применении он представляет собой систему психотерапии, используемую при коррекции всех видов психических расстройств: от обыденных жизненных затруднений до психозов. Метод консультирования и лечения отдельных людей, супружеских пар, семей и групп.

Основателем транзактного анализа по праву считают американского психиатра и психолога Эрика Берна. Определенное влияние на создание метода оказала индивидуальная психология Альфреда Адлера. Система Берна относится к социоцентрическому напрвлению, которое определяет личность как комплекс интерперсональных отношений. Исходя из этих представлений транзактная аналитическая психотерапия - это система социального переучивания, особенно уместная при лечении больных с нарушенной социальной адаптацией.

Транзактный анализ осуществляется по четырем направлениям:

  • анализ структуры личности: детское эго-состояние, взрослое эго-состояние, родительское эго-состояние;
  • анализ транзакций или взаимодействий людей из разных эго-состояний;
  • анализ игр;
  • анализ жизненного сценария.

Транзактный анализ переключает внимание с того, что находится внутри человека, на то, что происходит между людьми. При этом исходной посылкой транзактного анализа является следующая. Люди по своей природе склонны и способны жить в гармонии с собой, другими и природой. Задача транзактного анализа помочь человеку обнаружить и восстановить в себе естественное стремление быть здоровым и счастливым, ладить с другими людьми и уважать другие формы жизни.

В этом методе психотерапии широко используется принцип открытой коммуникации, согласно которому, терапевт и пациент говорят на простом языке обычными словами. Это значит, что клиент может читать литературу по анализу. И более того, чем больше он информирован в теории, тем больший результат может быть достигнут в терапии. Когда терапевт использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности, собственных проблем.

Транзактный анализ, как и вся теория психотерапии и консультирования, имеет свои ограничения. Иногда язык транзактного анализа отрывается от теории, что привело к тому, что транзактный анализ воспринимается подчас не слишком серьезно, но его эффективность доказывается многими данными. Как и другие теории транзактный анализ не всегда может противостоять неумелому анализу дилетантов или чрезмерно пользующимися своей властью специалистами.


Содержание курса

1. Введение в ТА.

1.1. Философия и ключевые моменты ТА

2. Анализ моделей эго-состояний

2.1. Структурный анализ эго-состояний
2.2. Функциональный анализ эго-состояний
2.3. Структурная модель второго порядка
2.4. Анализ транзакций
2.5. Структурирование времени

3. Анализ игр

3.1. Игры и их психологический анализ
3.2. Рэкет и рэкетные чувства

4. Анализ жизненного сценария

4.1. Природа и виды жизненных сценариев
4.2. Жизненные позиции и их анализ
4.3. Сценарные послания и родительское программирование
4.4. Элементы сценарного процесса

5. Связи ТА

5.1. Применение ТА

6. Супервизия