gototopgototop


                 


Образовательная программа "Гештальт-терапия"

140 академических часов

Гештальт-терапия является признанным направлением психотерапевтической практики в мире и в нашей стране, уступая в популярности только психоанализу. Секрет ее успеха в ясной  теории, большой свободе и гибкости в методах работы.

Гештальт-терапия возникла в конце 1920-х годов в Германии. Ее создатель, Фриц Перлз, начинал свою практику как психоаналитик, и появление гештальт-терапии было связано с его неудовлетворенностью жесткими психоаналитическими рамками, ограничивающими творчество терапевта. Практика гештальт-терапии удачно интегрирует в себе идеи экзистенциализма, телесной терапии В. Райха, восточной философии и психоанализа. Поэтому основным достоинством гештальт-подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений.

В настоящее время гештальт-подход вышел за рамки терапии и занял свое место в педагогике, организационном консультировании и других областях практики.

Основная идея гештальт-терапии -

  1. развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром,
  2. восстановление способности к саморегуляции,
  3. осознавание причин и целей повторения неадаптивных или разрушительных стереотипов поведения.

Гештальт-терапия фокусирует внимание человека на осознании процессов протекающих в "здесь и теперь", в каждый момент настоящего времени; гештальт-терапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих эмоций и чувств, пока что еще слишком часто цензурируемые западной культурой. Она развивает целостный образ человека в пяти сферах его жизни: физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной.

1-физическая. Включает в себя все аспекты материальной и физической жизни человека (материальное благополучие, физическое здоровье, сексуальная зрелость)

2-эмоциональная. Сфера эмоциональных переживаний, чувства (любовь, радость, грусть, восторг...) и способность к их выражению и пониманию.

3-рациональная. Способности к рациональному мышлению, планированию, анализу, способности к творчеству, умение предвидеть и создавать себя и окружающий мир.

4-социальная. Отношения с другими людьми, (друзьями, коллегами, близкими) культурное окружение, весь комплекс социальных отношений человека.

5-духовная. Место и знания человека о самом себе и окружающем космосе. Знание законов жизни и духовные ценности и смыслы, на которые опирается человек.

Гештальт благоприятствует подлинному контакту с людьми, способности создавать сбалансированные с окружающем миром, а также осознанию анахронических нарушений способности к контакту, которые толкают нас слишком часто к болезненным повторениям невротических сценариев поведения. Методы гештальт-терапии позволяют замечать и наблюдать процессы, блокирующие и прерывающие цикл контакта, осознавать и изменять стереотипы, препятствия и иллюзии, стоящие на пути нашей жизни.

Гештальт предлагает действовать и чувствовать, в большей степени, чем объясняет происхождения наших затруднений. Для того чтобы принимать свободные решения в создании смыслов своих действий, где роль чувств мобилизирует и поддерживает человека в его изменениях.

Гештальт-терапия начинается с того, что актуально для клиента в настоящий момент, проговаривая и проживая волнения и беспокойства в настоящий момент, осознавая отношения к прошлым нерешенным или незаконченным событиям или волнениям о будущих перспективах. Открывая возможность исследовать связанные с ними чувства и по возможности выражая их: одиночество и отверженность, отсутствия доверия самому к себе, гнев, потребность в нежности или признании.

Гештальт включает в себя специфическим образом связанный комплекс разнообразных методов, словесных и практических, используя речь, чувства, воображение, фантазии и сны, творческие способности, движение, тело...

В наши дни, гештальт используется:

  1. в качестве психотерапии (индивидуальная, в парах и семьях, в группах);
  2. для лиц страдающих психологическими беспокойствами или психосоматическим нарушениями, экзистенциальными проблемами (кризисы роста и возрастные кризисы), тех, кто хотел бы справиться с острыми психологическими проблемами и ситуациями (траур, развод, чувство одиночества, и т.д.);
  3. в области личностного роста и развития: для лиц ищущих возможность раскрыть свой скрытый потенциал;
  4. в образовании (индивидуальном или группы);
  5. в консультировании предприятий и организаций;
  6. и даже в искусстве.

По мнению Ф. Перлза, чтобы обрести радость творчества и получать удовольствие от жизни, человек должен уметь прислушиваться к самому себе. Доверяя своему внутреннему голосу можно научиться принимать решения и отвечать за свою жизнь. Другими словами, человек способен сам строить cвою жизнь и эффективно решать свои проблемы, если он полностью осознает то, происходит в нем и вокруг него.

Разработанная Ф. Перлзом гештальт-терапия - это форма экзистенциональной терапии, основанной на той предпосылке, что люди должны найти свой собственный путь в жизни и принять на себя личную ответственность, если они надеются достичь зрелости. Это подход, направленный на развитие самостоятельности личности, обретения подлинной жизненности, способности получать удовольствие от жизни в настоящем. В процессе терапии самым важным вопросом является мобилизация собственных ресурсов - учиться "стоять на собственных ногах", находить правильные формы связи с окружением.

Целью терапевтической работы является снятие блокирования и стимулирование процесса развития, реализация возможностей и целей и, прежде всего" создание внутреннего источника опоры и оптимизация процесса саморегуляции. Основой   терапевтического процесса является осознование и переживание контакта с самим собой и окружением.

"Большую часть времени мы предпочитаем просчитывать, а не осознавать себя, при этом даже не осознаем, что делаем какой-то выбор. Прием выключения нашего "компьютера" может способствовать контакту с текущи­ми переживаниями, который может вовлечь желания просчета будущего, а может и не вовлечь. И в самом деле, многое в нашем мышлении похоже на репетицию, обусловливает необходимость управлять будущим. В поисках такой обеспеченности" мы можем избегать потерь и болезненности, но, превра­тившись в "компьютер", мы вообще перестаем полнокровно жить".

В ценности хорошего здоровья согласно гештальт-терапии входят следующие условия:

  1. Жить "сейчас".
  2. Жить "здесь", в данной ситуации.
  3. Принимать себя таким, какой я есть.
  4. Воспринимать и взаимодействовать со своим окружением, с таким, какое оно есть, а не с таким, каким бы хотелось, чтобы оно было.
  5. Быть честным с самим собой.
  6. Выражать то, что ты хочешь, о чем ты думаешь, что чувствуешь, не манипулировать собой и другими при помощи рационализации, ожиданий, судейства и искажений.
  7. В полной мере испытать все эмоции, которые возникают, как приятные, так и неприятные.
  8. Не принимать тех внешних требований, которые входят в противоречие с собственным лучшим знанием о самом себе.
  9. Быть готовым к экспериментированию, открытию новых ситуаций.
  10. Быть открытым к изменению, росту.

Гештальт-терапия - это попытка научиться восстанавливать свои чувства, мысли, чтобы правильно ими распорядиться.

 

Программа курса:

Основные положения

1.

Потребности с точки зрения гештальт-терапии

2.

Доверие и безопасность в гештальт-терапии

3.

Зона контакта в гештальт-терапии

4.

Процессы в зоне контакта в гештальт-терапии

5.

Цикл опыта в гештальт-терапии

6.

Защитные механизмы в гештальт-терапии

7.

Супервизия

По завершении курса проводится итоговая аттестация – экзамен.

 

Тематическое содержание

Потребности с точки зрения гештальт-терапии.

Потребности в выживании и потребности в развитии.

Внутриорганизмические потребности.

Потребности, продиктованные условиями среды.

Реальные потребности.

Квази-потребности.

Взаимосвязь квази-потребностей с саморазрушительным поведением.

 

Доверие и безопасность в гештальт-терапии.

Этические принципы психолога.

Особенности отношений» гештальт-психолог и клиент».

 

Зона контакта в гештальт-терапии.

Понятие контакта, как базовое в гештальт-терапии.

Представление о функционировании индивида.

Теория самости.

Критерии здоровья и патологии.

Причины включения системы ориентации и системы манипуляции.

Понятие границы контакта в гештальт-терапии.

 

Защитные механизмы в гештальт-терапии.

Ассимиляция.

Сопротивление в гештальт-терапии.

Способы регуляции границы контакта.

Способы прерывания контакта.

Патологическое сопротивление.

Интроекция, здоровая, патологическая интроекция, ложная идентификация.

Проекция в гештальт-терапии.

Ретрофлексия.

Слияние (конфлюэнция).

Дефлексия.

Эготизм.

Идентификация.