gototopgototop


                 


Образовательная программа "Системно-феноменологический подход в консультировании"

Образовательная программа "Системно-феноменологический подход в психологическом и организационном консультировании"

252 академических часа

Краткое содержание программы

Модуль 1. Системно-феноменологический подход. История, философия системных констелляций. Позиция терапевта.Теория и практика. 
Модуль 2. Основы семейной констелляции. Чтение поля. Теория и практика (продолжение).   
Модуль 3. Дети и родители.
Модуль 4. Мужчина и женщина, отношения в паре.
Модуль 5. Родовая система и отношения в роду. Работа с генограммой.
Модуль 6. Работа с травмой и травмированными частями. Работа с симптомами.
Модуль 7. Системная работа в индивидуальном сеттинге.
Модуль 8. Введение в организационные констелляции. Теория и практика.
Модуль 9. Внутренние системы организации. Иерархия в организации. Персонал организации. Цели организации.
Модуль 10. Внешние системы организации. Покупатели и поставщики. Отношения с контролирующими организациями. Развитие организации. Будущее организации.


Группы практики.  Демонстрация самостоятельных работ участниками образовательной программы и супервизия их работы.

 

Курс предназначен как для психологов, психотерапевтов, так и для всех желающих, кто решил освоить метод системных констелляций, а также для тех, кто хочет разобраться в своих семейных историях.

 

Тематический план

 

Модуль 1. Системно-феноменологический подход. Теория и практика.

История системно-феноменологического подхода Берта Хеллингера, семейной констелляции и системной семейной терапии.
Различные подходы и философии констелляций.
Основные понятия, используемые при работе методом констелляции: "невидимые" связи, иерархические уровни, границы, системы, подсистемы и т. д.  
Возникновение связи, основные виды связи в социальных системах и их свойства.  
Как возникают системы, основные виды социальных систем.  
Что такое замещающее восприятие.  
Почему констелляция работает. Морфогенетические поля социальных систем.  
Основные виды чувств (первичные, вторичные, перенятые и мета-чувства).  
Основные способы обращения с чувствами (испытывать, отреагировать, вытеснять, отрицать).  
Системные чувства и как они перенимаются.
Основные этапы работы с использованием семейной констелляции.  
Роли клиента, заместителей, ведущего.  
Основы констелляционного интервью: установление контакта, запрос, поручение, ресурсы клиента и системы для изменения.  
Какая информация является важной для констелляции. Техника сбора информации.  
Разные виды работы с запросом клиента при констелляционной работе.  
Готовность клиента к работе. Готовность меняться. При каком запросе можно делать констелляцию, а при каком нет.  
Основы работы с генограммой, ее использование для сбора информации и последующей работы с констелляцией.  
Фокусирование, выбор системы или участников для констелляции.  
Что такое "внутренний образ". Как в констелляции получать необходимую информацию. Особенности опроса заместителей.  
Место человека в жизни и место в семейной системе. Чувства и место.  
Практическая работа по запросам участников.


Модуль 2. Основы семейной констелляции. Теория и практика (продолжение).

Личная совесть и особенности ее воздействия на человека. Совесть и связь, совесть и баланс, совесть и порядок.  
Особенности воздействия совести на членов системы, в зависимости от их иерархического уровня.
Базовые образы и принципы при работе в констелляциях с образами умерших. Использование разрешающих фраз.  
Совесть как отграничивающий фактор. Динамика исключения. Границы совести.  
Что такое системные динамики и как они возникают.  
Основные системные динамики.  
Поиск решения в констелляции. Основные интервенции в процессе констелляционной работы.  
Фразы, проявляющие системную динамику, и разрешающие фразы.  
Ритуалы и их использование в констелляционной работе.
Работа с неличными элементами в семейной констелляции (жизнь, смерть, судьба, война и т. д.).
В каких случаях констелляцию не следует начинать, а в каких случаях констелляцию следует прервать.  
Образ-решение. Что важно при завершении констелляции и как хорошо это делать.  
Клиент и разрешающий образ. Принятие и непринятие разрешающего образа клиентом.
Практическая работа по запросам участников.


Модуль 3. Детско-родительские отношения.

Отношения между родителями и детьми. Понятие лояльности.  
Детская любовь "хорошая" и "плохая".
Кто принадлежит к родительской семье.  
Порядки, действующие в семье между родителями и детьми.  
Базовые образы констелляций при работе с родителями и детьми.  
Хорошие места для детей и родителей в констелляциях.  
Работа с детско-родительскими отношениями. Принятие жизни и принятие родителей.  
Вина и невиновность в отношениях между родителями и детьми. Цена жизни.  
Поток жизненной энергии и любви от родителей к детям.  
Ситуации, приводящие к прерыванию потока любви от родителей к детям, и их последствия для ребенка.  
Принципы восстановления прерванного движения любви от ребенка к родителям.  
Предыдущие партнеры супругов и их влияние на детей.  
Развод между партнерами и его влияние на детей.
Братья и сестры, их влияние друг на друга и на родителей.  
Основные системные динамики и переплетения, возникающие между родителями и детьми, и их разрешение. Парентификация.
Особые случаи при работе с детско-родительскими отношениями.  
Практическая работа по запросам участников.


Модуль 4. Мужчина и женщина, отношения в паре.

Отношения в паре. Основные порядки, действующие на уровне пары.  
Мужское и женское. Обновление мужского и женского.  
Как мы становимся мужчинами и женщинами. Основные процессы, связанные со взрослением в семье, и что происходит при их нарушении.  
"Мамины сыновья" и "папины дочки". Особенности отношений между ними.  
Партнерство как вершина человеческих отношений.
Что принадлежит парной системе, а что семейной.  
Возникновение системного конфликта лояльности у человека, принадлежащего к разным системам, и пути преодоления.  
Особые темы в парных отношениях. Как с этим обходиться в констелляциях.  
Базовые образы констелляций при работе с парой.  
Любовные треугольники.  
Предыдущие партнеры, дети от предыдущих отношений, история жизни и их влияние на отношения в паре. Вес партнера.  
Завершенные и незавершенные отношения, их влияние на пару.
Работа с отношениями в паре. Работа с партнерами участников.
Практическая работа по запросам участников.


Модуль 5. Родовая система и отношения в роду. Работа с генограммой.

Родовая система. Кто принадлежит к родовой системе.  
Основные порядки, действующие на уровне рода. Иерархия систем в роду.
Родовая система как хранилище моделей и образов отношений, необходимых для выживания, передачи жизни и условий существования всех членов рода.  
Опыт предков, его значение для нас. Какой опыт в первую очередь хранится в родовой системе.  
Понятие семейных и родовых традиций. Как традиции и сложившиеся образы отношений помогают и мешают нам в жизни. Изменение традиций и цена изменений.  
Родовая совесть и особенности ее воздействия на человека. Как работают вина и невиновность на уровне рода.  
Конфликты между родовой и личной совестью. Системные переплетения, их образование и упразднение.  
Влияние родительских семей партнеров на детско-родительские отношения. Конфликты лояльности между семьей и родом.  
Тяжелые судьбы в роду, их влияние на семью и работа с их последствиями.  
Основные системные динамики и переплетения, возникающие на уровне рода, и их разрешение.  
Динамика наследства.  
Приемные и опекунские семьи и особенности работы с ними.  
Работа с особо тяжелыми случаями в роду (насилие, убийство, травма и т. д.) в констелляциях.  
Работа с зависимостями (наркомания, алкоголизм) и созависимыми членами семьи.  
Практическая работа по запросам участников.


Модуль 6. Работа с травмой и травмированными частями. Работа с симптомами.

Основы работы с травмой в структурных констелляциях.
Особенности работы с травмой.
Травма и паттерны, ограничивающие наше развитие.
Самость и принадлежность. Баланс между ними.
Форматы работы с травмой в системно-феноменологическом подходе.
Включение естественных механизмов исцеления через констелляцию.
Структурные констелляции по персональному запросу.
Упражнения в группах.
Основы симптомных констелляций.
Какими могут быть причины заболеваний.
Обращение с сильными чувствами при констелляциях.  
Практическая работа по запросам участников.


Модуль 7. Системная работа в индивидуальном сеттинге.

Терапевт, его нынешняя семья и его родительская семья. Терапевтический стиль.
Принципы работы в индивидуальном сеттинге.
Констелляция на якорях.
Констелляция на фигурках.
Констелляция с помощью метафорических карт.
Основы супервизии с помощью констелляции.  
Основные модели: супервизия случая, супервизия отношений "клиент — терапевт", консультация, супервизия организации или коллектива.  
Супервизионная работа с клиентами участников.  
Практическая работа по запросам участников.

 

Модуль 8. Организационный контекст системной работы.

Введение в организационные констелляции.
С каким родом проблем работает организационная констелляция.
Принципы работы с организационными констелляциями.
Кто и что принадлежит организационной системе.
Системная энергия организации.
Построение оргенограммы.
Организационная констелляция как инструмент изменений.
Организационная констелляция как инструмент моделирования будущего.

 

Модуль 9. Внутренние системы организации. Иерархия. Персонал.

Бизнес-процессы.
Констелляция целей организации. Миссия организации.
Констелляция целей подразделений. Цели процессов.
Виды организационных системных динамик.
Вплетение в другой контекст. Трансформация паттерна. Двойной образ.
Перенос динамик. Повторение паттерна.

 

Модуль 10. Внешние системы организации.

Покупатели и поставщики.
Отношения с контролирующими организациями.
Развитие организации. Цели организации.
Культура организации. Лидерство в организации.