gototopgototop

Образовательная программа "Системная семейная психотерапия"
Образовательная программа "Системная семейная психотерапия"
140 академических часов

Образовательная программа "Системная семейная психотерапия"

140 академических часов

Введение

Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения. Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений.

Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.


Описание программы

Данная программа дает возможность познакомиться с теорией и практикой классических и современных школ семейной психотерапии.
Очная часть курса (8 учебных модулей) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями системного подхода в семейной терапии. На практических занятиях студенты не только приобретают навыки использования усвоенных ранее теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности, но и рассматривают также пути оказания семьям профилактической помощи.
За время учебы слушатели получают возможность для своего личностного развития в контексте собственной семьи, нередко приобретая новое видение своей семейной истории.


Формы работы


1. Работа на  занятиях:

- лекции
- упражнения
- заочная супервизия

- тренировка практических навыков и закрепление изученных техник
- индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников  программы


2. Самостоятельная работа:

- чтение профессиональной литературы


Структура программы


Программа состоит из 8 учебных двухдневных модулей по системной семейной терапии и консультированию.


Содержание программы

Модуль 1

Понятие семейной системы.

Исторические корни системного подхода. Структурные аспекты семейной системы: подсистемы родителей, пары, сиблингов. Характеристики и параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, роли, стили общения. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, межпоколенческие связи, перевернутая иерархия и т.д.

Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла. Функциональная (здоровая) семья. Типология дисфункциональных семей: ригидный, разобщенный, хаотичный, запутанный типы.

Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы.


Модуль  2

Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений.

Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. Теория систем М. Боуэна.

Системная диагностика семейных проблем и разработка терапевтической программы. Скрытый и явный запрос.

Генограмма (цели и области применения, правила, основные символы и их использование, интервью с целью сбора информации, типы вопросов).


Модуль  3

Организационные вопросы семейного консультирования. Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж. Хейли. Терапевтические задачи первого контакта.

Построение первичных гипотез. Мотивирование членов семьи на участие в терапии. Вовлечение в терапию отсутствующих членов семьи. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей.



Модуль 4

Развитие терапевтической стратегии. Избранные техники: домашнее задание, скульптура, рефлексирующая команда, циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов. Техники установления контакта со всей семьей.

Коммуникативный аспект в семейной системе. Наблюдение и анализ внутрисемейной системы коммуникаций в шести ракурсах: отношения, интеракции, когнитивный план, невербальный план, аффект и бессознательное.


Модуль 5

Методы обнаружения и обращения с первоначальным сопротивлением семьи.

Избранные техники средней и заключительной фаз семейной терапии: прояснение коммуникации, позитивная коннотация, парадоксальное предписание, метафора, ритуалы.

Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, часть циклической модели взаимодействий и способ стабилизации семейной системы. Здоровые части и ресурсы в семье как противоположность патологическому существованию.


Модуль 6

Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Участие членов семьи в терапии, структура сессии, завершение терапии. Личность семейного терапевта как клинический инструмент.  Разбор случаев в формате заочной супервизии. Тренировка практических навыков и закрепление изученных техник. Избранные техники других психотерапевтических направлений, используемые в консультировании семей: «пустой стул», «дублирование», «рисунок».


Модуль 7

«Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Избранные техники: «Семейная реконструкция»: цели и области применения, техника и правила. Метод системных констелляций Б. Хеллингера. Методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»).


Модуль 8

Частные вопросы семейной терапии (консультирования): особенности работы с неполными семьями, семьями с алкогольной зависимостью, семьями с приемными детьми, с многопоколенными, молодыми и другими типами семей. Особенности работы с супружеской парой, с семьями психически больных, с семьями, пережившими травму (насилие, утрату), с семьями, ожидающими ребенка, и другими типами семей. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.


Требования к зачёту


- посещение всех 8 очных семинаров,
- изучение предлагаемой литературы.