gototopgototop

Образовательная программа "Современный психоанализ"

Образовательная программа "Современный психоанализ"

140 академических часов (4 учебных месяца)

 

 

Мы предлагаем Вашему вниманию вводный курс. Важно отметить, что это вводный курс именно в психоанализ. В такой психоанализ, который практикуется сегодня в клиниках и частных кабинетах Европы, который находится на самом острие столкновения современной клиники с безумием современного мира. Здесь в режиме повседневной работы оперируют концептами, с которыми мы ещё только знакомимся. Здесь психоанализ разрабатывается, верифицируется, если хотите, проходит испытание на прочность непосредственно «в поле», а работе с такими пациентами, которые не оставляют камня на камне от любых искусственных теоретических построений.

Курс не сделает Вас немедленно психоаналитиком, для этого еще придется приложить немало усилий. Но он может стать Вашим первым шагом на пути этого становления и даст надежные ориентиры для дальнейшего продвижения. Кроме того, серьезных усилий потребует и сам курс - большую часть работы придется делать самостоятельно - читать, конспектировать, размышлять. Работа в учебной аудитории будет предполагать опору на предварительную самостоятельную работу студента.

Уникальность данного курса состоит в том, что в его основу положено хронологическое прочтение ряда работ З. Фрейда. Это дает учащимся возможность наблюдать логику развития психоаналитического учения при переходе от одного этапа развития к другому. Такой принцип преподавания является основным для всех психоаналитических институтов и университетов мира и является базой дальнейшего возможного психоаналитического обучения.

Обнаружение и тщательное рассмотрение тех проблем, с которыми сталкивался Фрейд при построении своей теории, позволит студентам подойти к изучению современных психоаналитческих направлений. В результате обучения студенты получают возможность познакомиться с клиническим мышлением, свойственным психоаналитическому подходу.

На практике это будет означать, что несмотря на то, что современная клиника предлагает нам все новые и новые вызовы, специалисту, ориентированному психоанализом, всегда будет на что опереться в своей работе.

 

Тематическое содержание курса

 

1.         Введение.

Психоанализ сегодня: Европа, Америка, Россия.

Предпосылки возникновения психоанализа на рубеже 19 – 20 веков.

Начало исследований З. Фрейда. Командировка в Париж и Берлин. Катарсический метод Фрейда - Брейера.  Гипноз в терапии неврозов. Отказ от гипноза. Метод свободных ассоциаций.

Бессознательное. Истерия как дверь в бессознательное. Два измерения симптома.

Первая топика Фрейда.

 

2.         Сновидение – королевская дорога в бессознательное.

Процедура толкования сновидений. Работа сновидения, механизмы работы сновидения: сгущение, смещение, обращение в противоположность; символизация, операция представления. Другая сцена. Сновидение, как галлюцинаторное исполнение желания.

Толкование сновидений – ключ к структуре бессознательного.

 

3.     Образования бессознательного.

Теория соблазнения. Понятие психической реальности.

Стадии психосексуального развития. Оральная фаза. Анальная фаза. Фаллическая фаза. Фрейдовское представление о фиксациях.

Последствия прохождения психосексульных стадий в формировании симптоматики.

 

Сексуальная природа бессознательного желания.

Невротический симптом, фантазия, бессознательное желание.

 

4.   Теории Я.

Теория нарциссизма.

Выбор объекта любви.

Понятие об Идеале-Я.

Вторая топика. Инстанции второй топики.

Оно. Эго. Супер-Эго.

Механика работы бессознательного согласно второй топике. Описание

психических процессов в терминах второй топики.

 

5.    Миф как артикуляция невозможного.

Миф об Эдипе. Запрет как условие возникновения желания. Принцип наложения запрета.

Миф о Тотеме и Табу. Содержание и психоаналитический смысл мифа об Эдипе как диалект мифа о Тотеме и Табу. Этапы эдипова комплекса.

 

6.         Современные направления психоанализа.

«Неанализируемые» пациенты. Поиски новых подходов к лечению «неанализируемых» пациентов. Новые «ветки» психоанализа.

Мелани Кляйн. Теория объектных отношений.

Анна Фрейд. Теория психологических защит.

Неофрейдизм.

Жак Лакан. Назад к Фрейду.

 

7.         Диагностика в психоанализе; цели и задачи диагностики.

Невроз. Виды неврозов.

Позиция аналитика в работе с невротическим пациентом. Направление лечения.

Психоз. Виды психозов.

Позиция аналитика в работе с психотичским пациентом. Направление лечения.

Перверсия.Позиция аналитика в работе с первертным пациентом.

"Пограничная" психопатология.Позиция аналитика в работе с «пограничным»

пациентом.

 

8.         Практика психоанализа.

Желание в анализе. Вовлечение пациента в терапевтический процесс.

Психоаналитический симптом.

Аналитические отношения.

Сопротивление.

Сопротивление, как то, что «сопровождает анализ с первого дня и до последней минуты». Работа с сопротивлением.

Перенос. Понятие переноса. Перенос как воображаемый процесс. Перенос как динамический процесс. Перенос как основной инструмент психоаналитика.

 

9.         Практика психоанализа (продолжение).

Интерпретация.

Формы интерпретации. Виды интрепретации.

Конструкции в психоанализе.

Супервизия. Подготовка случая к супервизии.

Психоанализ как серия диалектических поворотов.

Завершение анализа.

 

Список литературы

З. Фрейд. «Исследования истерии», Собрание сочинений в 26 томах, Том 1: Исследования истерии, Издательство ВЕИП, Санкт-Петербург, 2005

З. Фрейд. «Толкование сновидений», Ереван: «Камар», 1991

З. Фрейд (1901).  Психопатология обыденной жизни — М., Азбука-классика, 2011

З. Фрейд. «Фрагмент одного анализа истерии» (1905) - «Интерес к психоанализу. Избранное»: Феникс; Ростов-на-Дону; 1998 (Случай Доры)

З. Фрейд. «Очерки истории психоанализа» - «Я и Оно», Книга 1, Тбилиси: «Мерани», 1991

З. Фрейд. «Массовая психология и анализ человеческого Я» - «Я и Оно», Книга 1, Тбилиси: «Мерани», 1991

З. Фрейд. «Очерки по психологии сексуальности» - «Я и Оно», Книга 2, Тбилиси: «Мерани», 1991

З. Фрейд. «О нарциссизме» - «Я и Оно», Книга 2, Тбилиси: «Мерани», 1991

З. Фрейд. «Из истории одного детского невроза» - «Человек – волк и Зигмунд Фрейд», Киев: «Порт-Рояль», 1996

З. Фрейд. «Лекции по введению в психоанализ» - М.: «Наука», 1991

З. Фрейд. «Рекомендации врачу по психоаналитическому лечению» -  «Сочинения по технике лечения» - Фирма СТД, 2008

З. Фрейд.  «О динамике переноса» - «Сочинения по технике лечения» - Фирма СТД, 2008

З. Фрейд. «Заметки о любви в переносе» — «Сочинения по технике лечения» - Фирма СТД, 2008

З. Фрейд. «Анализ фобии пятилетнего мальчика» - «Психоаналитические этюды», Минск: «Попурри», 1997

З. Фрейд. «Влечения и их судьба» - «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа», СПб.: 1998

З. Фрейд. «Вытеснение» - «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа», СПб.: 1998

З. Фрейд. «Остроумие и его отношение к бессознательному» - Минск: «Попурри», 1997

З. Фрейд. «Горе и меланхолия» - «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа», СПб.: 1998

З. Фрейд. «По ту сторону принципа наслаждения» - «Я и Оно», Книга 1, Тбилиси: «Мерани», 1991

З. Фрейд. «Влечения и их судьба» - «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа», СПб.: 1998

З. Фрейд. «Автопортрет»; пер. с нем. Алексея Жеребина и Сергея Панкова. – Санкт-Петербург: Восточно-европейский институт психоанализа, 2006. – 256 с. – (Собрание сочинений: в 26 т.; т2).

Лапланш  Ж., Понталис  Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996.

Томэ, Х., Кэхеле, Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. — М.: Прогресс, 1996.

Ж. Лакан. «Функция и поле речи и языка в психоанализе» - М.: «Гнозис/Логос», 1994

Фердинанд де Соссюр. «Заметки по общей лингвистике», М.: «Прогресс», 2000

Ж. Лакан. «Семинар. Книга I» - М.: «Гнозис/Логос», 1998

Ж. Лакан. «Семинар. Книга II» - М.: «Гнозис/Логос», 2000

Ж. Лакан. «Семинар. Книга V» - М.: «Гнозис/Логос», 2002

Ж. Лакан. «Семинар. Книга XI» - М.: «Гнозис/Логос», 2004

Ж. Лакан. «Семинар. Книга VIII» - М.: «Гнозис/Логос», 2007

Ж. Лакан. «Семинар. Книга XVII» - М.: «Гнозис/Логос», 2008

Ж. Лакан. «Телевидение» - М.: «Гнозис/Логос», 2006

Р. Гринсон. «Техника и практика психоанализа» - М.: Когито-Центр, 2010 г.

Н. Маквильямс. «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», 2006 г.

 

 

Дополнительная литература

 

З. Фрейд. «Об унижении любовной жизни» - «Я и Оно», Книга 2, Тбилиси: «Мерани», 1991

З. Фрейд. «Об особом типе выбора объекта у мужчины» - «Я и Оно», Книга 2, Тбилиси: «Мерани», 1991

З. Фрейд. «Характер и анальная эротика» - «Психоаналитические этюды», Минск: «Попурри», 1997

З. Фрейд. «О превращении влечений, в частности, анальной эротики» - «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа», СПб.: 1998

М. Кляйн. Психоаналитические труды: В 7 т. / Мелани Кляйн. — Ижевск: ERGO, 2007. Т. V: «Эдипов комплекс в свете ранних тревог» и другие работы 1945–1952 гг. — 2011. — 312 с.

А. Фрейд. «Психология Я и защитные механизмы»: «Педагогика-Пресс», 1993

Д. Винникотт. «Я в функционировании истинного и ложного селф», http://klein.narod.ru

Д. Винникотт. «Интеграция эго в развитии ребёнка», http://klein.narod.ru

Д. Винникотт. «Игра и реальность», http://klein.narod.ru

Д. Винникотт. «Судьба переходного объекта», http://klein.narod.ru

Ф. Дольто. «Психоанализ и педиатрия» - «Собрание трудов. Том 1»: ERGO, 2006 г.