gototopgototop


                 


Защитные механизмы
Как устроен «механизм» психологической защиты?
Что такое «психологическая защита»?
История понятия
Обзор защитных механизмов
Для чего нужны механизмы психологической защиты?

Анна Бердникова, кандидат филологических наук, семейный психолог

Как устроен «механизм» психологической защиты?

Что такое «психологическая защита»?

Когда складывается сложная жизненная ситуация, и возникают вопросы: «как быть?», «что делать?», «где выход?», разные люди по-разному ведут себя в схожих ситуациях. Одни люди отрицают наличие проблем у себя, другие - «забывают» о травмирующем их событии, третьи – начинают искренне считать, что происходящее не имеет к ним никакого отношения. Но к какому бы способу ни прибегал человек, ограждая свою психику от болезненных неприятных переживаний, опирается он в этом на свои защитные механизмы.

Начиная с раннего детства и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики» или «защитные механизмы личности». Эти механизмы как бы предохраняют сознание человека от отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологического равновесия, стабильности. В широком смысле термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, сводящего к минимуму чувство тревоги, связанного с осознанием внутреннего или внешнего конфликта.

История понятия

Научный анализ психологической защиты и сам термин появился в 1894 г. В работе З.Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Эго» против болезненных и тревожных мыслей и состояний. По Фрейду действие защитных механизмов направлено на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты.
Например, жена, вспоминая ссору с мужем, может рассуждать следующим образом: «Он вовсе не собирался меня ударить…, он просто поднял руку, а я неудачно встала под нее. Он вовсе не собирался сказать то, что сказал…, мой муж не мог такого сказать мне… это относилось не ко мне, а к подчиненным, которые довели его…» - используя, таким образом, защитный механизм отрицания. Отрицать враждебные намерения мужа женщине проще, чем принять то, что его отношение изменилось.
Яркие примеры описания психологической защиты и ее различных проявлений задолго до научного объяснения были неоднократно отражены в философской и художественной литературе.
Так, например, Лиса в известной басне Эзопа пыталась объяснить себе, почему она не хочет этот спелый виноград. Уж лучше объявить его незрелым, чем признаться (даже себе) в своей несостоятельности его достать. Здесь проявляется механизм защиты – рационализация. Аналогичным образом человек придумывает различные объяснения того, что он, по сути, может сделать, но не хочет, приводя «объективные» аргументы в пользу невозможности совершения действия (нет средств, нет времени, нет сил и пр.).

Обзор защитных механизмов

Термин «психологическая защита» в настоящее время используют почти все психотерапевтические школы, он включен в психологические и психиатрические словари. Но, к сожалению, до сих пор не существует ясности относительно общего числа механизмов защиты (оно колеблется от 8 до 23), также отсутствует их четкая единая классификация. Однако существует ряд защитных механизмов, существование которых признается всеми авторами.
К ним относятся уже упомянутые отрицание, когда человек отказывается принимать какие-либо действия или события; рационализация, когда уже совершенным действиям или, наоборот, бездействию подыскиваются разумные оправдывающие объяснения, как это делала Лиса в басне про виноград.
Вытеснение (подавление) травмирующего впечатления. Например, часто, тот, у кого в толпе вытащили кошелек из кармана, старается как можно быстрее «забыть» о случившемся, вытеснить эти неприятные воспоминания.
Регрессия – возврат психического развития на более раннюю ступень. Типичным случаем психологической регрессии является поведение 3-4-летнего ребенка после появления в семье новорожденного. Старший ребенок может начать хуже говорить, перестать пользоваться горшком, отказываться есть самостоятельно. Эти изменения в поведении предназначены для завоевания полного внимания родителей.
Реактивное образование – результат работы одного из защитных механизмов, которая приводит к возникновению способа поведения, прямо противоположного бессознательному вытесненному стремлению. Например, когда мать начинает преувеличенно заботиться, демонстрировать любовь и нежность нежеланному ребенку, которого на самом деле ненавидит.
Проекция – принятие своих мыслей, чувств и побуждений за чужие, «вкладывание» собственных мыслей в головы окружающих. Например, чувство ревности часто испытывают люди, склонные к проецированию. Муж, встречающий жену после работы, может увидеть, что она выходит из здания офиса вместе с симпатичным коллегой. Ревнивец тут же додумает несуществующие факты, вложит свои предположения в головы жены и ее сотрудника, начнет переживать и устроит скандал, не потрудившись прояснить ситуацию.
Интроекция – включение человеком в свой внутренний мир взглядов, мотивов и установок других людей; принятие чужого мнения за свое. Интроецирование, как правило, происходит во время отрицательного транса, которым является, например, состояние стресса. Мама, в запале ссоры кричащая дочери: «Тебя такую никто не полюбит!», серьезно осложняет личную жизнь будущей молодой женщины. А девочке гораздо легче согласиться с тем, что она такая плохая есть от природы, что ее никто не полюбит, чем предположить, что мама ей желает зла. В этом состоят защитные функции интроецирования.
Сублимация – перевод энергии инстинктов (преимущественно сексуальных и агрессивных импульсов) в социально приемлемые формы. Проблема сублимации имеет первостепенное значение в воспитании и педагогике. Научить ребенка умению быстро переключать собственную энергию аффективных влечений и трансформировать ее в добрую шутку, иносказание, остроту, реализовать ее в какой-либо творческой деятельности, спорте – означает дать человеку в руки инструмент, значительно увеличивающий его адаптивные возможности в современном обществе.

Для чего нужны механизмы психологической защиты?

В психологии, к сожалению, не сложилось единого взгляда на явление «психологическая защита». Одни исследователи считают психологическую защиту однозначно непродуктивным, вредоносным средством решения внутреннего или внешнего конфликта. Другие – предлагают делать различие между патологической психологической защитой и нормальной, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни, обычной составляющей человеческого сознания.
Все механизмы психологической защиты помогают человеку свести до минимума чувство тревоги. Проекция помогает понять, что чувствуют, думают и желают другие люди, без нее было бы невозможно сочувствие и сострадание. Интроекция позволяет быстро без разъяснений и разбирательств передавать накопленный опыт от поколения к поколению через четкие сжатые высказывания. Сублимация является наиболее адаптивным способом психологической защиты, так как она приводит к социально одобряемым результатам. Согласно психоаналитической теории, художественное творчество представляет собой один из видов сублимации, когда фантазии творца сублимируются в творческие зрительные образы.